Почему онлайн-доставку лекарств не остановить
Доставка чего угодно — современный тренд, причем в любой сфере бизнеса. Доставляют все: от бытовой техники до продуктов питания. Доставку требует рынок, новые привычки потребителей, она становится нормой в разных бизнесах, и неспроста в фарме ее обсуждают уже лет пять, если не больше. Лет через двадцать наши дети будут удивляться, что их родители и бабушки с дедушками жили во времена, когда что-то нельзя было заказать в интернете.
Не надо звать регулятора, он сам придет
Способ, которым Ozon вышел на рынок доставки лекарств, еще лет пять назад обсуждался в узких фармацевтических кругах. Стоял вопрос — кто первый рискнет и протестирует гипотезы и механики, накатает дорогу остальным. За пять лет никто так и не решился сделать первый шаг из опасений испортить себе карму. И вот первопроходцем стал Ozon: фарма для него — непрофильный рынок, а один из многих, этим можно объяснить такую отвагу. Тем, для кого фарма — все, резонно не хотелось экспериментировать. Теперь очевидно, что после такого положительного исхода для Ozon на эту дорогу выйдут те, у кого есть логистические ресурсы и готовая масса покупателей. Я рискну предположить, что скоро мы услышим о сервисе доставки от «Аптека.ру», «ЗдравСити» и крупных аптечных сетей.
И результатом этих процессов станет реакция регуляторов. Я предвижу, что тех, кто доставляет лекарства, могут обязать, например, нанимать сопровождающего груз супервайзера со специальным образованием, а это накинет денег на и так немалую цену доставки. В случае с лекарствами таких мер не избежать: только специалисту можно доверить сохранность, например, термолабильных препаратов. Кто будет отпускать и доставлять рецептурные препараты — тоже вопрос, без фармацевта или провизора здесь не обойтись. В результате доставка столкнется с еще одним ограничением — количеством специалистов на рынке. Фармацевтов и провизоров уже давно не хватает даже традиционным аптекам.
По моему мнению, доставка лекарственных средств в горизонте трех лет стабильно зайдет в нашу фармацевтическую действительность и займет свою нишу среди покупателей. Аптеки при этом будут работать, как работали раньше, с небольшой поправкой на ассортиментную стратегию. А неэффективные игроки уйдут с рынка. И это произойдет отнюдь не из-за доставки, а из-за неэффективности выстроенных бизнес-процессов. Это произойдет в любом случае, будет ли разрешена доставка или нет.
Ваш комментарий