Аптечные сети останутся в «подвешенном состоянии»
Минздравсоцразвития предложил для обсуждения новый проект приказа о видах аптечных организаций. Однако некоторые виды аптек из проекта документа исчезли. Эксперты опасаются, что аптечные сети продолжат быть «незаконнорожденными», но население не должно это пугать.
В предложенном для обсуждения проекте приказа Минздравсоцразвития о видах аптечных организаций, который был опубликован в четверг, 22 июля, на официальном сайте ведомства, осталось только три позиции: аптеки, аптечные киоски и аптечные пункты. По сравнению с ныне действующим (от 2005 года) приказом из нового документа исчезли аптечные магазины, больничные аптеки, аптеки центральные и межрайонные или, к примеру, гомеопатические. Как это скажется на рынке и на потребителях?
«Незаконнорожденные» сети
В данном случае скорее важно не столько то, что исчезло, сколько то, что не появилось, говорят эксперты. «Фармрынок ждал, что наконец-то в официальном документе появится легальное принятие такого понятия, как аптечная сеть, что сети легализуют,- говорит генеральный директор ЦМИ „Фармэксперт“ Давид Мелик-Гусейнов.- В новом укороченном варианте видов аптечных учреждений осталась неразрешенная юридическая коллизия, а аптечные сети по-прежнему „в подвешенном состоянии“».
Эксперт считает, что аптечная сеть- это уже совсем иной организм. По сравнению с обычной аптекой он «работает по другим стандартам, у него свои ограничения и возможности». По его мнению, гипотетически может прийти к управлению чиновник, которому такой вид учреждения, как аптечная сеть, не покажется эффективным, и тогда бизнес окажется под угрозой.
«Сегодня само понятие "аптечная сеть" не закреплено законодательно, хотя сети занимают половину рынка аптечного ритейла и обеспечивают более 50% оборота лекарств иных аптечных товаров. А это около $6 млрд ежегодно. Мы предполагаем, что к концу года это будет как до кризиса 60%, а за 2-2,
5 года концентрация аптечных сетей достигнет 80%. Сейчас в России работают около 800 аптечных сетей, крупнейшие из которых- „Аптеки 36,6“ (около 1000 аптек), „Ригла“ (более 500 аптек), „Фармакор“ (более 400 аптек)»,- говорит эксперт.По его прогнозам, к концу года процесс слияний и поглощений в аптечной рознице усилится, а в следующем году возможен выход на IPO новых игроков этого звена рынка. «Я не думаю, что исчезновение аптечных магазинов повредит населению, они были только в больших городах, и их было немного. Больничные же аптеки- это сейчас больше склады препаратов, а если там продают лекарства, то это уже аптечный киоск, так что потребитель тоже не пострадает»,- заметил Мелик-Гусейнов.
РААС предлагал легализацию
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатова подтвердила, что понятие "аптечная сеть" юридически отсутствует и сейчас, и «на перспективу».
«Если нужно определять деятельность документально, мы пользуемся теми определениями, которые даны для торговых сетей. К тому же каждая аптека, входящая в сеть, остается отдельным юридическим лицом. Потребителю такой вариант ничем не грозит», – считает Игнатова.По ценам население даже выигрывает, полагает она, поскольку аптечные сети закупают большие партии лекарств, получая скидки, кроме того, имеют прямые договора с производителями, что тоже дает возможность снижать цены. Игнатова отметила, что когда обсуждался новый закон об обороте лекарственных средств, ассоциация предлагала узаконить существование аптечных сетей, но Минздравсоцразвития предложения не принял.
Кому достанется Мособлфармация
Другие эксперты не видят угрозы в «укорачивании перечня игроков аптечного ритейла. «Аптечные сети- это те же торговые сети, поскольку в них есть розничная торговля,- считает руководитель „Аптечной Гильдии“ Елена Неволина.
- 16 сетям, входящим в гильдию, это не мешает». А если требовать юридической легализации, тогда этого же может потребовать любая сеть, торгующая определенной группой товаров (хозяйственных или еще каких-то), что нелогично.
В исчезновении больничных аптек, превратившихся в отделения ЛПУ, эксперт ничего страшного не увидела, как и в исчезновении отдельных гомеопатических аптек- они стали торговать, в том числе и аллопатическими (традиционными) препаратами.
«Нас больше заботит перетекание аптечного ассортимента в обычную розничную магазинную торговлю, отметила Елена Неволина.- Мы отстаивали свою „самобытность“ тем, что аптекам всегда требовалось лицензирование, особые условия хранения, консультации для потребителя. Теперь с 2013 года в России будет уведомительная система вместо лицензирования, и мы еще не вполне осознали, чем это обернется для аптек».
Gzt.ru
Ваш комментарий