Что случилось с ДЛО?
Российский рынок лекарственных препаратов переживает болезненную перестройку из-за изменений в системе обеспечения льготными лекарствами. Фармкомпаниям приходится приспосабливаться к новым условиям работы с госпрограммами.
Как сообщает «Эксперт», прошедший 2007 год оказался для российского фармацевтического рынка непростым. Объем рынка достиг 307 млрд рублей, но рост составил в среднем лишь 1,7%. Что можно расценивать как спад по сравнению с 2006 годом, когда рынок вырос на 27%.
Основной фактор стагнации в 2007 году - сокращение государственных закупок лекарственных средств по программе ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение). Она была запущена в 2005 году с бюджетом 53 млрд рублей и поначалу оказалась очень успешной. В 2006 году бюджет программы составил уже 75 млрд рублей.
Однако из-за того, что около половины льготников отказались от участия в ДЛО, монетизировав свои льготы, в первой половине 2007 года бюджет сократился до 14 млрд рублей, то есть почти в два с половиной раза. В аптеках не хватало лекарств на всех льготников, что привело к массовому недовольству. Государство пошло на увеличение расходов, и годовой бюджет программы вырос до 50 млрд рублей, но это все равно было 30−процентным сокращением по сравнению с 2006 годом.
Проанализировав расходы, Минздрав выявил, что непропорционально большая часть бюджета была потрачена на небольшое число пациентов с редкими заболеваниями, требующими особо дорогого лечения. В результате с 1 января 2008 года было решено выделить из ДЛО целевую программу «семь нозологий» (гемофилия, рассеянный склероз, муковисцидоз, миелолейкоз, отставание в росте, наследственное нарушение обмена веществ, а также лечение после трансплантации органов).
По этой программе на лечение 57 тыс. пациентов в 2008 году будет потрачено примерно 33 млрд рублей. При этом сама ДЛО была переименована в ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами), по которой помощь получают пациенты с наиболее распространенными диагнозами. Бюджет ОНЛС в текущем году - всего 25 млрд рублей,
и есть реальные опасения, что этих средств будет недостаточно для удовлетворения нужд всех пациентов.В результате череды реформ системы ДЛО целый класс больных оказывается без гарантированного лекарственного обеспечения. Причем это касается довольно сложных и распространенных заболеваний, для лечения которых требуются дорогие современные препараты. Лучше же всех обеспечены лекарствами оказались либо больные широко распространенными легкими заболеваниями, либо наоборот - наиболее тяжелыми, но редкими.
О том, как в связи с этим изменится работа зарубежных компаний на отечественном фармрынке и чего они ждут от нынешнего года, мы поговорили с генеральным директором швейцарской фармацевтической компании Roche в России Милошем Петровичем. Конечно, данное интервью отражает конкретные интересы компании Roche, которая является серьезным игроком на российском фармрынке.
В частности,
компания Roche - крупный поставщик препаратов для лечения раковых заболеваний, государственные лекарственные квоты на которые существенно ограничены. Это необходимо учитывать при оценке аргументов г-на Петровича, поскольку компания заинтересована в расширении квот на онкопрепараты. Но, с другой стороны, кому как не таким крупным игрокам знать слабые места российской системы обеспечения лекарствами.Как пишет «Российская газета», в Росздравнадзоре считают, что общая ситуация с обеспечением льготников бесплатными лекарствами «стабильная и контролируемая». Всего с начала года выписано 10,5 миллиона льготных рецептов, что несколько меньше, чем за тот же период прошлого года. А вот отпущено - в денежном выражении - практически столько же, сколько годом ранее: на общую сумму в 7,5 миллиарда рублей.
«Конечно, есть и проблемные регионы, - признает замглавы федеральной надзорной службы. - В частности, большое количество рецептов на отсроченном обеспечении зафиксировано в Республике Коми, Тыве, Волгоградской области». Эти недостатки Елена Тельнова объясняет традиционно: регионы не умеют или не хотят составлять грамотные заявки по перечню препаратов,
а потому далеко не все, что нужно льготникам, вовремя доходит до аптек.Со стороны независимых экспертов высказываются полярные точки зрения. Одни фактически предлагают «закрыть» программу как неэффективную, полностью монетизировав лекарственную льготу, и выплачивать денежную компенсацию всем имеющим на то право. Другие, напротив, считают коренной ошибкой решение предоставить пациентам право выбора - лекарства или деньги, поскольку в результате в программе остались наиболее нуждающиеся в лекарствах люди, а страховой принцип ее работы оказался нарушен. Наконец, есть третье мнение: поправить ситуацию можно было бы, введя софинансирование пациентом назначаемого ему лекарства. В этом случае льготник не будет требовать «лишнего», а врач - по просьбе согласного доплатить пациента - сможет безбоязненно назначать ему более дорогой и эффективный препарат.
Ваш комментарий