Аптечный рынок витаминсодержащих ГЛС и БАД в Украине
По данным «Розничного Аудита в Украине™» (RMBC, Украина), общий объем рынка витаминов[1], в 2007г. составил 79,6 млн. долл. в оптовых ценах и 100 млн. долл. в розничных, что превышает объем данного сегмента в 2006г. на 15% и 14% (в оптовых и розничных ценах, соответственно). Доля ГЛС в данном сегменте в 2007г. составила 84,5%, тогда как БАД-15,5%.
Объем продаж витаминсодержащих БАД вырос на 37% по сравнению с 2006г., тогда как лекарств – лишь на 12%, в результате чего доля сегмента сократилась на 2,5 п.п. по сравнению с 2006г. При этом объем аптечных продаж витаминсодержащих ЛС в натуральном выражении (упаковках) сократился почти на 18%, а БАД - вырос на 15%. Выявлено, что средняя стоимость упаковки витаминов в 1,5 раза уступает средней стоимости упаковки БАД, содержащих витамины: 1,36 долл. против 2,02 долл. соответственно (розничные цены).
По итогам 2007г. наибольшую долю в сегменте ГЛС занимают “западные” производители (55%). За ними следуют производители СНГ и стран Балтии (25%). Из них украинские производители занимают 1/3, т.е. более 8% всего сегмента ГЛС-витаминов. В секторе БАД, содержащих витамины, напротив, со значительным отрывом лидируют производители стран СНГ и Балтии (65%), и в основном это украинские производители. Сегмент стран Западной Европы и США аккумулирует чуть больше четверти объема аптечных продаж БАД.
В 2007г. в “десятке” производителей представлен лишь один отечественный производитель: Киевский Витаминный Завод (2-е место). В свою очередь, в рейтинге витаминсодержащих БАД присутствует три украинских производителя (5, 9 и 10 места). Следует отметить, что корпорация Ferrosan, лидирующая в секторе БАД по объему аптечных продаж (Стрикс, Бифиформ Малыш, Имедин), также входит в Топ-10 производителей ГЛС (линейка витаминов Мульти-табс).
Таблица 1. Десять ведущих производителей витаминсодержащих ЛС и БАД по объему аптечных продаж в 2007г.
Место в рейтинге |
Производитель ЛС |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
Производитель БАД |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
1 |
Unipharm Inc |
12,6 |
Ferrosan AG |
11,4 |
2 |
Киевский Витаминный Завод АО |
12,2 |
Эвалар ЗАО |
9,6 |
3 |
Bayer Healthсare |
9,9 |
Планета Здоровья 2000 |
9,3 |
4 |
KRKA d.d. |
5,9 |
Аквион ЗАО |
4,3 |
5 |
Sanofi-Aventis |
5,1 |
Эко-Мон (Украина) |
4,3 |
6 |
Mepha Ltd |
4,2 |
Nycomed |
2,9 |
7 |
Sagmel Inc |
4,0 |
Walmark |
2,8 |
8 |
Ferrosan AG |
3,6 |
Queisser Pharma GmbH |
2,8 |
9 |
Al-Hikma Pharmaceuticals |
3,2 |
Жаклин Плюс |
2,7 |
10 |
Naturwaren OHG, Dr.Peter Theiss |
3,1 |
Элит-Фарм |
2,6 |
Итого |
|
63,7 |
|
52,5 |
В рейтинге торговых наименований витаминов-ГЛС представленность препаратов, произведенных в странах СНГ, заметно ниже по сравнению с сегментом витаминсодержащих БАД. Следует отметить, что на долю «десятки» производителей лекарственных препаратов приходится почти 2/3 объема в денежном выражении (всего в сегменте представлен 141 производитель), тогда как в сегменте БАД Топ-10 аккумулирует чуть более половины объема сегмента (всего в сегменте представлено 359 производителей). В то же время, совокупная доля «десятки» торговых наименований витаминсодержащих лекарственных средств составляет 35% (всего в сегменте представлено 211 торговых наименований), а в сегменте БАД – 45% (всего в сегменте представлено 1,4 тыс. торговых наименований). Наблюдаемая ситуация объяснима тем, что лидеры рынка витаминов-ГЛС имеют, как правило, «линейку» препаратов, тогда как успех ведущих производители БАД обусловлен высокими продажами одного бренда.
Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований витаминсодержащих ЛС и БАД по объему аптечных продаж в 2007г.
Место в рейтинге, 2007г. |
Торговое наименование ЛС |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
Торговое наименование БАДов |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
1 |
Магне Б6 |
5,1 |
Черника форте |
8, 5 |
2 |
Супрадин |
4,8 |
Цыгапан |
8,5 |
3 |
Аскорбиновая кислота с сахаром |
4,7 |
Барсучий жир |
7,0 |
4 |
Аскорбиновая кислота (витамин С) |
3,3 |
Стрикс |
6,7 |
5 |
Витрум |
3,3 |
Мумие очищенное |
3,0 |
6 |
Нейровитан |
3,2 |
Омега-3 |
2,5 |
7 |
Витамин С апельсиновый 500 мг |
3,0 |
Алфавит |
2,4 |
8 |
Доктор Тайсс Геровитал |
2,7 |
Геримакс Энерджи |
2,3 |
9 |
Дуовит |
2,7 |
Берламин модуляр |
2,2 |
10 |
Биовиталь |
2,7 |
Прополки прополисно-лимонные с витамином С |
2,1 |
Итого |
35,4 |
|
45,3 |
Анализ ценовой структуры аптечных продаж витаминов показал, что наиболее продаваемыми витаминсодержащими лекарственными средствами являются препараты, стоимость упаковки которых находится в ценовом диапазоне от 5 до 10 долл. (44%). В свою очередь, в сегменте БАД наблюдается равномерное распределение продаж по различным ценовым сегментам от 1 долл. до 20 долл. Биологически активные добавки более представлены в “верхнем” ценовом сегменте (стоимость упаковки свыше 10 долл.), их доля составляет более 1/5 общего объема продаж, тогда как доля аналогичного сегмента ГЛС составляет 7%. Доля наиболее недорогих наименований (стоимость упаковки менее 1 долл.) в сегменте ГЛС существенно выше, т.к. большую часть данного ценового сегмента составляют отечественные препараты и препараты стран СНГ «советского» ассортимента, в том числе инъекционные лекарственные формы.
Заключение: Аптечный рынок витаминсодержащих ГЛС находится в фазе зрелости, тогда как аптечный рынок витаминсодержащих БАД, напротив, находится на стадии развития. Некоторые успешные производители лекарств (Nycomed, Ferrosan, Berlin-Chemie) переориентируются в сегмент БАД, что способствует еще более динамичному развитию этого сегмента. В целом, витаминсодержащие БАДы являются более дорогими, при этом доля производителей из Украины и других стран СНГ выше, чем на рынке ГЛС-витаминов.
[1] в выборку включены лекарственные препараты АТС группы 2-го уровня А11 [Витамины] и группы БАД 29. 2. 1. [БАД - источники моновитаминов], 29. 2. 2. [БАД - источники поливитаминов без минеральных комплексов], 29. 2. 3. [БАД - источники поливитаминов, содержащие отдельные минералы и минеральные комплексы], 29. 2. 4. [БАД - источники жирных кислот], 29. 2. 5. [БАД - источники аминокислот], 29. 2. 6. [БАД - источники витаминно-минеральных комплексов с аминокислотами и/или другими компонентами], 29. 2. 7. [БАД общеукрепляющего действия], 29. 3. 9. [БАД, содержащие полиминеральные комплексы]
Ваш комментарий