Ваш регион

Москва

«Аптечная сеть 36,6» намерена через два года занять почти 15% аптечного рынка России

Лидер российского аптечного рынка «Аптечная сеть 36,6» намерена через два года занять почти 15% аптечного рынка России. Чтобы реализовать амбициозные планы, компании придется балансировать на грани: в условиях высокой долговой нагрузки ей необходимо жестко контролировать расходы.

Партнеры и собственники «Аптечной сети 36,6» Артем Бектемиров и Сергей Кривошеев начали свой бизнес в 1991 году. Первая фирма компаньонов - «Время» специализировалась на торговле оргтехникой. Средств тогда у партнеров было немного, поэтому все вырученные деньги Бектемиров и Кривошеев направляли на развитие своего детища. Однако, проработав год, предприниматели решили сыграть по-крупному.

Взяв в кредит $100 тыс. на три месяца, Бектемиров и Кривошеев закупили крупную партию техники, от продажи которой после выплаты кредита и процентов выручили столько же.

В последующем Бектемиров и Кривошеев только совершенствовали умение рисковать.
С самого начала своего существования «Время» было связано с фармацевтической отраслью - технику партнеры поставляли преимущественно в московские больницы.

Однако на простой торговле компаньоны останавливаться не захотели и решили диверсифицировать бизнес в достаточно специализированном направлении. Они наладили производство лекарственных средств на аутсорсинге, а в скором времени создали совместный с заводом «Мосхимфармпрепараты» проект, где начали изготавливать антибиотики.

Производство лекарственных средств пошло в гору, к моменту приватизации в 1993-1994 году предприниматели накопили достаточно средств, чтобы обзавестись своим производством.
На собственные деньги они купили два предприятия в Воронеже и Белгороде, а позднее - еще одно в Покрове по производству онкологических препаратов.

Все три завода в итоге были объединены в акционерное общество «Верофарм. Сегодня «Верофарм» входит в пятерку крупнейших отечественных фармпроизводителей, его капитализация составляет около $470 млн. Обзаведясь производственными активами, собственники» Времени» решили скорректировать бизнес-планы.

В 1996 году предприниматели совместно с компанией McKinsey разработали долгосрочную стратегию развития, чего до сих пор у компании не было. Согласно этой стратегии партнеры начали создавать вертикально интегрированный холдинг, который включил в себя производство, розницу и дистрибуционный бизнес.

Однако сконцентрироваться предприниматели решили на рознице. В 1998 году в России появилась первая аптечная частная сеть - «Аптечная сеть 36,6».

С самого начала розничный проект компаньонов выглядел достаточно перспективным: к 2002 году число аптек достигло 50, а оборот составил $118,7 млн. По данным TNS Gallup Group, в 2002 году брэнд «36,6» занимал второе место по узнаваемости (на уровне 69,3%), уступив лишь розничной сети «Пятерочка». Число аптек ежегодно удваивалось.

Агрессивность в развитии «Аптечной сети 36,

6» была вполне понятна: необходимо было завоевывать рынок в условиях активизации других сетевых игроков.

Решение предпринимателей сосредоточиться на аптечном ритейле оказалось верным.

Дистрибуторское направление в виде компании «Время» Бектемиров и Кривошеев решили не продавать, а записать в число непрофильных активов.

Деньги же на развитие аптечной сети решили взять на фондовом рынке. «Аптечная сеть 36,6» стала первой публичной фармацевтической компанией.

Проведя в 2003 году IPO на ММВБ, акционеры получили $14,4 млн. «Привлеченных инвестиций, тем не менее, не хватало на то масштабное развитие, которое было намечено,- говорит генеральный директор Артем Бектемиров.- На тот момент был план - 1 тыс. аптек через пять лет после IPO». Позже компания начала агрессивную кредитную политику, этой линии она придерживается и по сей день.

Стремительно растущий долг «Аптечной сети 36,6» приводил рынок в замешательство, не было понимания, как компания, будучи публичной, планирует исправлять ситуацию. По итогам девяти месяцев 2007 года долг компании вырос на 25%, до $300,6 млн, чистый убыток составил $41,9 млн против прибыли в размере $41,5 млн годом ранее.

Для привлечения средств акционеры испробовали много способов. В 2006 году на фондовую биржу было выведено производственное подразделение «Верофарм» - за 49% акций компании ее владельцы выручили $53 млн. После IPO «Верофарма» аналитики и участники рынка заговорили о скорой продаже контрольного пакета компании,

что могло бы поправить финансовое положение «Аптечной сети 36,6». Летом компания вела переговоры с фармацевтическим концерном GlaxoSmithKline, среди претендентов также назывались Stada, Nycomed, Krka. Но осенью Сергей Кривошеев сообщил, что сделка не состоится.

Однако еще весной прошлого года акционеры решили застраховать риски. Они создали СП с консорциумом банков, в уставный капитал которого внесли 25% «Верофарма».

Таким образом сеть получила средства на финансирование своего развития, не увеличивая долговую нагрузку. Созданное СП принесло около $85 млн.

И все равно денег от создания СП на масштабное развитие не хватило. В начале прошлого года сеть запланировала довести число аптек до 1450 торговых точек, однако к концу года их насчитывалось лишь 1220. Наверстать упущенное компания планирует в этом году. К 2010 году сеть собирается вырасти до 4 тыс. торговых точек и занять до 10-15% всего аптечного рынка.

Однако аналитики в этом сомневаются. «Чтобы по окончании 2010 года управлять 4 тыс. аптечных пунктов, компании необходимо открывать около 940 аптек ежегодно, что представляется сомнительным в настоящее время,- считает аналитик ИК «Капиталъ» Марина Самохвалова.- Причин может быть несколько, но главной, безусловно, является большой долг на балансе компании.

Даже закрывая глаза на долговую нагрузку, столь стремительные темпы роста кажутся маловероятными,

учитывая хотя бы предложения о продаже региональных сетей».

Впрочем, акционеры не устают искать деньги для реализации амбициозных планов.

В октябре прошлого года «Аптечная сеть 36,6» провела SPO, разместив 15,8% акций от увеличенного уставного капитала и получив около $115 млн.

На осень также было намечено размещение первых в истории России биржевых облигаций на 1 млрд руб., которые сеть собиралась направить на рефинансирование задолженности и финансирование текущей деятельности. Но из-за неблагоприятной конъюнктурырынка сроки размещения не определены и по сей день.

По мнению Марины Самохваловой, размещение могло быть перенесено, потому что ритейлер все-таки надеется привлечь средства в результате продажи «Верофарма», а не на долговом рынке. «Дополнительные заимствования могут негативно отразиться на финансовых показателях компании»,- говорит она.

В самой же компании смотрят в будущее с оптимизмом.

В декабре 2007 года на место исполнительного директора «Аптечной сети 36,6» Антона Парканского пришел Джери Калмис, на которого акционеры возлагают большие надежды. «С приходом Джери Калмиса сеть планирует сократить издержки и оптимизировать расходы,- говорит Артем Бектемиров.- Это его основная задача на сегодня».

Валерия Якушина

Business & FM

 
 
 
 

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2024 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru