«Аптечная сеть 36,6» намерена через два года занять почти 15% аптечного рынка России
Лидер российского аптечного рынка «Аптечная сеть 36,6» намерена через два года занять почти 15% аптечного рынка России. Чтобы реализовать амбициозные планы, компании придется балансировать на грани: в условиях высокой долговой нагрузки ей необходимо жестко контролировать расходы.
Партнеры и собственники «Аптечной сети 36,6» Артем Бектемиров и Сергей Кривошеев начали свой бизнес в 1991 году. Первая фирма компаньонов - «Время» специализировалась на торговле оргтехникой. Средств тогда у партнеров было немного, поэтому все вырученные деньги Бектемиров и Кривошеев направляли на развитие своего детища. Однако, проработав год, предприниматели решили сыграть по-крупному.
Взяв в кредит $100 тыс. на три месяца, Бектемиров и Кривошеев закупили крупную партию техники, от продажи которой после выплаты кредита и процентов выручили столько же.
В последующем Бектемиров и Кривошеев только совершенствовали умение рисковать.
С самого начала своего существования «Время» было связано с фармацевтической отраслью - технику партнеры поставляли преимущественно в московские больницы.
Однако на простой торговле компаньоны останавливаться не захотели и решили диверсифицировать бизнес в достаточно специализированном направлении. Они наладили производство лекарственных средств на аутсорсинге, а в скором времени создали совместный с заводом «Мосхимфармпрепараты» проект, где начали изготавливать антибиотики.
Производство лекарственных средств пошло в гору, к моменту приватизации в 1993-1994 году предприниматели накопили достаточно средств, чтобы обзавестись своим производством.
На собственные деньги они купили два предприятия в Воронеже и Белгороде, а позднее - еще одно в Покрове по производству онкологических препаратов.
Все три завода в итоге были объединены в акционерное общество «Верофарм. Сегодня «Верофарм» входит в пятерку крупнейших отечественных фармпроизводителей, его капитализация составляет около $470 млн. Обзаведясь производственными активами, собственники» Времени» решили скорректировать бизнес-планы.
В 1996 году предприниматели совместно с компанией McKinsey разработали долгосрочную стратегию развития, чего до сих пор у компании не было. Согласно этой стратегии партнеры начали создавать вертикально интегрированный холдинг, который включил в себя производство, розницу и дистрибуционный бизнес.
Однако сконцентрироваться предприниматели решили на рознице. В 1998 году в России появилась первая аптечная частная сеть - «Аптечная сеть 36,6».
С самого начала розничный проект компаньонов выглядел достаточно перспективным: к 2002 году число аптек достигло 50, а оборот составил $118,7 млн. По данным TNS Gallup Group, в 2002 году брэнд «36,6» занимал второе место по узнаваемости (на уровне 69,3%), уступив лишь розничной сети «Пятерочка». Число аптек ежегодно удваивалось.
Агрессивность в развитии «Аптечной сети 36,
6» была вполне понятна: необходимо было завоевывать рынок в условиях активизации других сетевых игроков.Решение предпринимателей сосредоточиться на аптечном ритейле оказалось верным.
Дистрибуторское направление в виде компании «Время» Бектемиров и Кривошеев решили не продавать, а записать в число непрофильных активов.
Деньги же на развитие аптечной сети решили взять на фондовом рынке. «Аптечная сеть 36,6» стала первой публичной фармацевтической компанией.
Проведя в 2003 году IPO на ММВБ, акционеры получили $14,4 млн. «Привлеченных инвестиций, тем не менее, не хватало на то масштабное развитие, которое было намечено,- говорит генеральный директор Артем Бектемиров.- На тот момент был план - 1 тыс. аптек через пять лет после IPO». Позже компания начала агрессивную кредитную политику, этой линии она придерживается и по сей день.
Стремительно растущий долг «Аптечной сети 36,6» приводил рынок в замешательство, не было понимания, как компания, будучи публичной, планирует исправлять ситуацию. По итогам девяти месяцев 2007 года долг компании вырос на 25%, до $300,6 млн, чистый убыток составил $41,9 млн против прибыли в размере $41,5 млн годом ранее.
Для привлечения средств акционеры испробовали много способов. В 2006 году на фондовую биржу было выведено производственное подразделение «Верофарм» - за 49% акций компании ее владельцы выручили $53 млн. После IPO «Верофарма» аналитики и участники рынка заговорили о скорой продаже контрольного пакета компании,
что могло бы поправить финансовое положение «Аптечной сети 36,6». Летом компания вела переговоры с фармацевтическим концерном GlaxoSmithKline, среди претендентов также назывались Stada, Nycomed, Krka. Но осенью Сергей Кривошеев сообщил, что сделка не состоится.Однако еще весной прошлого года акционеры решили застраховать риски. Они создали СП с консорциумом банков, в уставный капитал которого внесли 25% «Верофарма».
Таким образом сеть получила средства на финансирование своего развития, не увеличивая долговую нагрузку. Созданное СП принесло около $85 млн.
И все равно денег от создания СП на масштабное развитие не хватило. В начале прошлого года сеть запланировала довести число аптек до 1450 торговых точек, однако к концу года их насчитывалось лишь 1220. Наверстать упущенное компания планирует в этом году. К 2010 году сеть собирается вырасти до 4 тыс. торговых точек и занять до 10-15% всего аптечного рынка.
Однако аналитики в этом сомневаются. «Чтобы по окончании 2010 года управлять 4 тыс. аптечных пунктов, компании необходимо открывать около 940 аптек ежегодно, что представляется сомнительным в настоящее время,- считает аналитик ИК «Капиталъ» Марина Самохвалова.- Причин может быть несколько, но главной, безусловно, является большой долг на балансе компании.
Даже закрывая глаза на долговую нагрузку, столь стремительные темпы роста кажутся маловероятными,
учитывая хотя бы предложения о продаже региональных сетей».Впрочем, акционеры не устают искать деньги для реализации амбициозных планов.
В октябре прошлого года «Аптечная сеть 36,6» провела SPO, разместив 15,8% акций от увеличенного уставного капитала и получив около $115 млн.
На осень также было намечено размещение первых в истории России биржевых облигаций на 1 млрд руб., которые сеть собиралась направить на рефинансирование задолженности и финансирование текущей деятельности. Но из-за неблагоприятной конъюнктурырынка сроки размещения не определены и по сей день.
По мнению Марины Самохваловой, размещение могло быть перенесено, потому что ритейлер все-таки надеется привлечь средства в результате продажи «Верофарма», а не на долговом рынке. «Дополнительные заимствования могут негативно отразиться на финансовых показателях компании»,- говорит она.
В самой же компании смотрят в будущее с оптимизмом.
В декабре 2007 года на место исполнительного директора «Аптечной сети 36,6» Антона Парканского пришел Джери Калмис, на которого акционеры возлагают большие надежды. «С приходом Джери Калмиса сеть планирует сократить издержки и оптимизировать расходы,- говорит Артем Бектемиров.- Это его основная задача на сегодня».
Валерия Якушина
Ваш комментарий