Аптечный рынок России: Итоги I Квартала 2007 года
Согласно данным Розничного аудита ГЛС в РФT компании RMBC, объем аптечного рынка России за первые три месяца текущего года вырос более чем на 30% в рублевом эквиваленте (без учета ДЛО). Таким образом, объем реализации готовых лекарственных средств через аптечные учреждения составил 1,6 млрд. долл. в оптовых ценах и превысил 2 млрд.долл. в розничных ценах.
Кроме роста объема рынка отмечается заметное увеличение средней стоимости одной упаковки ГЛС в аптеках: в среднем одна реализованная упаковка стоила 2,14 долл. Рост объема рынка выражается не только в увеличении его денежного эквивалента - выросло и количество потребленных упаковок лекарств через аптеки (+5%). Оценка аптечного потребления лекарств на душу населения показывает, что россиянин в среднем потратил на лекарства в аптеке почти 14,6 долл.
Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007г. I кв. 2006г. I кв. 2007г. I кв. 2006г.
1 1 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 6,6 6,1
2 2 Sanofi-Aventis 4,8 5,0
3 5 Фармстандарт 4,6 3,8
4 3 Servier /Egis 4,5 4,5
5 4 Berlin-Chemie / Menarini Pharma G.m.b.H. 3,6 3,8
6 6 Pfizer International Inc. 2,9 2,9
7 11 Bayer Schering Pharma AG 2,9 2,1
8 7 Gedeon Richter Ltd. 2,7 2,7
9 8 Nycomed 2,6 2,6
10 10 Solvay Pharmaceuticals 2,3 2,1
Итого 37,5 35,6
Члены AIPM выделены жирным шрифтом
"Десятка" представленных компаний занимает почти 40% объема аптечных продаж (Табл.1). В результате приобретения 100% акций МастерЛека, заметную динамику продемонстрировала корпорация Фармстандарт - попав в "тройку" лидеров вместе с крупнейшими международным ТНК Novartis и Sanofi-Aventis. Другое слияние на рынке - Bayer и Schering AG - привело объединенную компанию на 7-е место, а доля компании выросла почти на 40% по сравнению с I кварталом 2006г. Также существенную динамику развития продемонстрировали Novartis и Solvay (их доли выросли на 8%). В свою очередь, позиции Sanofi-Aventis и Berlin-Chemie/Menarini Pharma несколько ослабли в I квартале 2007г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2007г. I кв. 2006г. I кв. 2007г. I кв. 2006г.
1 1 Арбидол 1,9 1,3
2 4 ТераФлю от гриппа и простуды 0,9 0,9
3 2 Эссенциале Н 0,8 1,1
4 6 Виагра 0,8 0,8
5 3 Актовегин 0,8 1,0
6 9 Линекс 0,7 0,6
7 5 Мезим форте 0,7 0,9
8 8 Но-шпа 0,
9 11 Предуктал 0,6 0,6
10 10 Ксеникал 0,6 0,6
Итого 8,4 8,5
Наиболее продаваемым препаратом за первые три месяца стал Арбидол, доля которого за прошедший годовой отрезок выросла на 60%, опередив более чем в два раза другой препарат, применяемый при простудных заболеваниях - ТераФлю от гриппа и простуды (Табл. 2). Такие лидеры как ТераФлю от гриппа и простуды, Виагра, Линекс и Предуктал сумели укрепить свои позиции на аптечном рынке России. Продажи Эссенциале Н, Актовегина, Мезима форте и Но-шпы росли замедленными темпами, в результате чего их доли на аптечном рынке сократились.
Новым участником рейтинга МНН стал амброксол, что во многом было обусловлено ростом продаж Лазолвана. Следует отметить, что изменения в списке торговых марок нашли отражение в рейтинге МНН и группировочных наименований.
Так, МНН метил-фенилтиометил-диметиламино-метил-гидрокси-броминдол карбоновой кислоты этиловый эфир переместилось на 2 строчки вверх благодаря упомянутому росту продаж Арбидола на фоне стабильности позиций комбинации парацетамол+фенирамин+ фенилэфрин+аскорбиновая кислота (ТераФлю). Поливитамин покинул рейтинг в I квартале 2007г.
Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге МНН/ Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж,
%I кв. 2007г. I кв. 2006г. I кв. 2007г. I кв. 2006г.
1 1 Поливитамин+ Мультиминерал 2,2 2,7
2 4 Метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир 1,9 1,3
3 3 Панкреатин 1,2 1,3
4 2 Эналаприл 1,1 1,3
5 6 Ксилометазолин 1,1 1,0
6 15 Амброксол 0,9 0,7
7 7 Парацетамол+Фенира-мин+Фенилэфрин+ Аскорбиновая кислота 0,9 0,9
8 10 Флуконазол 0,9 0,8
9 5 Фосфолипиды 0,8 1,1
10 9 Силденафил 0,8 0,8
Итого 11,8 11,9
Рост Арбидола привел к росту всей группы Иммуномодуляторы, в результате чего она переместилась в "тройку". Среди десяти ведущих групп на аптечном рынке большинство является динамично растущими - особенно заметно выросла доля групп Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+32%) и Иммуномодуляторы (+27%). Продолжает снижаться доля Витаминов (-9%), а также по итогам первых трех месяцев сократилась доля Психоаналептиков (-3%). Динамично растет АТС группа Противодиарейные препараты, занявшая по итогам I квартала 2007г. 11-е место в аптечных продажах, - вероятно попадание данной группы препаратов в "десятку" уже в ближайшее время.
Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге АТС код ATC группа Доля в общем объеме аптечных продаж,
%I кв. 2007г. I кв. 2006г. I кв. 2007г. I кв. 2006г.
1 1 N02 Анальгетики 6,2 6,3
2 2 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,1 6,0
3 4 L03 Иммуномодуляторы 5,2 4,5
4 3 A11 Витамины 4,5 5,4
5 7 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 4,0 3,3
6 9 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 3,5 3,2
7 6 G03 Половые гормоны 3,4 3,3
8 8 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 3,2 3,3
9 5 N06 Психоаналептики 3,1 3,5
10 10 R01 Назальные препараты 2,9 2,7
Итого 42,1 41,5
Заключение. Рост объема аптечного рынка является следствием не только продолжающегося роста доходов населения, но и отражением ситуации, происходящей в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения: в результате ужесточения выписки препаратов в рамках данной программы, в коммерческом аптечном секторе, а также на уровне региональных бюджетов произошел рост потребления некоторых групп препаратов. Кроме того, следствием влияния ДЛО на коммерческий сектор стал рост количества потребленных упаковок. В то же время, лидеры рынка, представленные в анализируемых рейтингах, в целом стабильны, что свидетельствует о стабильности аптечного рынка в целом.
Ваш комментарий