Инъекция в 16 миллиардов
Российские власти предпринимают меры интенсивной терапии для снятия приступа лекарственной недостаточности. Сегодня публикуется в "Российской газете" и вступает в силу закон, вносящий поправки в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Поправки говорят, что ФОМС и его территориальные отделения должны завершить расчеты с поставщиками за фактически отпущенные в 2006 году медикаменты для льготных категорий граждан. За счет чего? За счет прошлогодних остатков средств самого фонда и за счет дополнительных ассигнований и субсидий федерального бюджета. При этом основные деньги - 16 миллиардов рублей - поступят из федерального бюджета.
Напомним, что в 2005 году на программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников был выделен 51 миллиард рублей, и проблем с получением лекарств у граждан не было. В прошлом году эта сумма была значительно меньше - 29 миллиардов. Это связано с тем, что большинство льготников предпочли взять свой соцпакет деньгами.
В результате из 17,1 миллиона человек, имеющих право на льготные лекарства, в системе ДЛО остались только 8,7 миллиона. Казалось бы, денег должно хватить, но на самом деле их потребовалось даже больше, чем в 2005 году. По оценкам ассоциаций фармпроизводителей, работающих по программе ДЛО, на 1 января задолженность ФОМС перед поставщиками составляла порядка 36 миллиардов рублей, то есть в общей сложности цена ДЛО за прошлый год составила фактически 65 миллиардов рублей.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов объясняет это тем, что при резком уменьшении числа участников ДЛО дал сбой принцип солидарности: меньше людей - меньше денег в общей копилке. Кроме того, в системе ДЛО остались наиболее больные люди, которым требуется много дорогих препаратов. Во-вторых, как сказал министр, в прошлом году возникли непредвиденные траты. Возникли также непредвиденные расходы.
Дело в том, что у нас есть не очень большая категория людей - около 300 тысяч - с неизлечимыми, как считалось прежде, заболеваниями (рассеянный склероз, гемофилия, онкогематология и т.п.). Людей с такими болезнями никогда всерьез не лечили, а в прошлом году за них серьезно взялись.
Это обошлось в 24 миллиарда рублей.Достаточно ли выделяемых сегодня 16 миллиардов?
Михаил Зурабов на недавнем заседании российской трехсторонней комиссии без особой твердости в голосе сказал: да. Тем не менее если оценки фармпроизводителей верны, то даже с дополнительной помощью федерального бюджета остается дыра примерно в 20 миллиардов. Где их взять?
По имеющейся неофициальной информации, ФОМС намерен, во-первых, заняться перераспределением бюджета внутри фонда, что, естественно, приведет к сокращению других программ. Во-вторых, будет проведена проверка выписанных в прошлом году рецептов. Михаил Зурабов не раз говорил о том, что случаев необоснованно выписанных рецептов для льготников очень много.
Надо понимать так, что если какие-то рецепты будут признаны неправильными, то поставщики этих лекарств ничего за них не получат. Таким образом, долг может существенно сократиться.Ну а что дальше? Финансовую инъекцию сделали, пациент задышал, но система в целом не изменилась. Не может ли случиться так, что выделенные на ДЛО на этот год средства к середине года также иссякнут? Предполагая такое развитие событий, Михаил Зурабов на днях озвучил предложение: надо принять закон, и минздравсоцразвития уже разработал его проект, который устанавливает предельную цену возмещения по каждому непатентованному наименованию лекарств. То есть если препарат будет стоить дороже, то разницу погашает поставщик.
Ваш комментарий