Коммерческий фармрынок России: итоги 1-го полугодия 2006 г.
Рост коммерческого рынка по итогам первого полугодия в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил около 19%, что несколько меньше прошлогоднего показателя. Тем не менее, подобные темпы развития по-прежнему опережают среднеевропейские, что делает российский рынок весьма привлекательным для производителей лекарственных средств.
Лидером продаж первых месяцев года традиционно является группа противопростудных и противокашлевых препаратов (табл. 1), однако в текущем году наблюдается стагнация объемов продаж в этой группе на уровне прошлого года, что в первую очередь связано с падением продаж отхаркивающих препаратов. Лидеры этой группы - Лазолван и Амбробене - продавались значительно хуже, чем в прошлом году, показатели продаж Бромгексина остались на уровне первой половины 2005 года. На этом фоне особенно заметен рост реализации препаратов, непосредственно подавляющих кашлевой центр – Либексина (рост продаж 23%) и Синекода (33%). Однако объемы продаж этих препаратов еще недостаточно велики для серьезного влияния на общий рост продаж всей группы R05.
Темпами, сравнимыми со среднерыночными, выросли коммерческие продажи антибиотиков. Рост реализации по итогам первого полугодия отмечался по всем трем лидирующим подгруппам: макролидам, оральным пенициллинам, оральным фторхинолонам. Лидер продаж среди антибиотиков – Сумамед - показал весьма значительный рост продаж в сравнении с прошлым годом – более 34%.
Продажи витаминов, также как и у лидера рейтинга среди АТС-групп остались практически на прошлогоднем уровне. Среди комплексных поливитаминов успешно завоевывает все большую долю рынка поливитаминный комлекс Витрум, рост продаж которого составил более 38%, а доля в общем объеме рынка витаминов выросла более чем на 4%. Темпами, сравнимыми с общим ростом коммерческого рынка растут продажи другого лидера группы - Мульти-табс, и напротив, падают продажи у отечественного Компливита и Центрума.
Рейтинг 1 пол. 2006 г. | Рейтинг 1 пол. 2005 г. | АТС-группа | 1 пол. 2006 г. | 1 пол. 2005 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Доля в общем объеме продаж , % | Прирост к аналогичному периоду прошлого года USD % | Доля в общем объеме продаж , % | |||
1 | 1 | R05 - ПРОТИВО- ПРОСТУДНЫЕ И ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ | 5,07 | 1 | 5,99 |
2 | 3 | J01 - АНТИБИОТИКИ СИСТЕМНЫЕ | 4,99 | 19 | 4,96 |
3 | 2 | A11 - ВИТАМИНЫ | 4,66 | 5 | 5,26 |
4 | 4 | N02 - АНАЛЬГЕТИКИ | 3,83 | 24 | 3,66 |
5 | 7 | G03 - ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ И МОДУЛЯТОРЫ ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ | 3,59 | 30 | 3,28 |
6 | 6 | N06 - ПСИХОАНАЛЕПТИКИ | 3,55 | 27 | 3,32 |
7 | 8 | G04 - ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ | 3,22 | 24 | 3,07 |
8 | 9 | C09 - ПРЕПАРАТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕНИН- АНГИОТЕНЗИНОВУЮ СИСТЕМУ | 2,94 | 20 | 2,91 |
9 | 10 | L03 - ИММУНО- СТИМУЛЯТОРЫ | 2,90 | 20 | 2,86 |
10 | 5 | N05 - ПСИХОЛЕПТИКИ | 2,80 | -3 | 3,43 |
11 | 14 | A05 - ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ | 2,73 | 40 | 2,31 |
12 | 11 | R01 - ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НОСА | 2,57 | 13 | 2,69 |
13 | 12 | C01 - СЕРДЕЧНАЯ ТЕРАПИЯ | 2,39 | 12 | 2,54 |
14 | 13 | A07 - ПРОТИВОДИАРЕЙНЫЕ, ПЕРОРАЛЬНЫЕ ЭЛИКТРОЛИТЫ И КИШЕЧНЫЕ ПРОТИВО- ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ | 2,33 | 14 | 2,43 |
15 | 15 | A02 - АНТАЦИДЫ, ПРОТИВОЯЗВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И ПРЕПАРАТЫ, УМЕНЬШАЮШИЕ ГАЗООБРАЗОВАНИЕ В КИШЕЧНИКЕ | 2,32 | 20 | 2,30 |
Источник ЦМИ Фармэксперт |
Лидером рейтинга среди торговых марок по итогам первого полугодия в коммерческом секторе рынка (табл. 2), как мы и прогнозировали ранее, стал отечественный препарат Арбидол. Даже с учетом неизбежного снижения темпов роста реализации этого препарата в летние месяцы, есть все основания предполагать, что и по итогам года лидерство в рейтинге останется за отечественным оригинальным продуктом. Темпы роста коммерческой реализации Арбидола традиционно в разы превышают среднерыночный показатель, так и по итогам первого полугодия 2006 года они почти в 6 раз оказались выше, чем в розничном секторе в целом.
Отдельно стоит отметить появление в ТОП-25 среди торговых марок еще двух отечественных лекарственных средств - Мексидола и гомеопатического препарата Анаферона. Причем, рост реализации по двум этим брендам оказался даже выше, чем у лидера рейтинга. Даже в случае снижения этой динамики резонно предполагать и дальнейший рост позиции этих препаратов в рейтинге торговых марок.
Среди других торговых марок, показавших значительный прирост реализации в сравнении с прошлым годом показали Эссенциале, Ксеникал и Терафлю. Рост продаж Эссенциале вызван в первую очередь прошлогодним спадом реализации, связанным с началом программы льготного обеспечения лекарствами, в которой участвует значительная часть потребителей этого продукта. Развитие Ксеникала на российском фармрынке в первую очередь связано с общим большим интересом к группе препаратов для лечения ожирения. Терафлю же постепенно завоевывает все большую долю рынка комплексных противопростудных средств, в первую очередь за счет вытеснения с рынка препарата Фервекс.
Рейтинг 1 пол. 2006 г. | Рейтинг 1 пол. 2005 г. | Торговая марка | 1 пол. 2006 г. | 1 пол. 2005 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Доля в общем объеме продаж, % | Прирост к аналогичному периоду прошлого года USD % | Доля в общем объеме продаж, % | |||
1 | 9 | АРБИДОЛ | 1,00 | 84 | 0,64 |
2 | 1 | АКТОВЕГИН | 0,90 | 20 | 0,89 |
3 | 5 | ВИТРУМ | 0,85 | 37 | 0,73 |
4 | 3 | ВИАГРА | 0,84 | 24 | 0,80 |
5 | 10 | ЭССЕНЦИАЛЕ | 0,77 | 48 | 0,62 |
6 | 17 | КСЕНИКАЛ | 0,69 | 75 | 0,47 |
7 | 4 | БОЯРЫШНИК | 0,67 | 6 | 0,75 |
8 | 11 | ТЕРАФЛЮ | 0,65 | 46 | 0,53 |
9 | 7 | МЕЗИМ ФОРТЕ | 0,63 | 9 | 0,69 |
10 | 8 | НО-ШПА | 0,62 | 14 | 0,65 |
11 | 2 | ЭНАП | 0,62 | -11 | 0,82 |
12 | 13 | КАВИНТОН | 0,55 | 28 | 0,51 |
13 | 18 | ПРЕДУКТАЛ | 0,49 | 25 | 0,47 |
14 | 6 | ПЕНТАЛГИН | 0,49 | -20 | 0,73 |
15 | 16 | МУЛЬТИ-ТАБС | 0,47 | 17 | 0,48 |
16 | 14 | КОЛДРЕКС | 0,47 | 12 | 0,50 |
17 | 12 | ТЕРПИНКОД | 0,47 | 5 | 0,53 |
18 | 19 | ЛИНЕКС | 0,46 | 16 | 0,47 |
19 | 21 | ДЕТРАЛЕКС | 0,45 | 18 | 0,45 |
20 | 23 | ЦЕРЕБРОЛИЗИН | 0,44 | 28 | 0,41 |
21 | 25 | ВОБЭНЗИМ | 0,42 | 25 | 0,39 |
22 | 73 | МЕКСИДОЛ | 0,40 | 100 | 0,24 |
23 | 22 | ВИФЕРОН | 0,39 | 10 | 0,42 |
24 | 31 | СУМАМЕД | 0,39 | 34 | 0,35 |
25 | 82 | АНАФЕРОН | 0,39 | 103 | 0,23 |
Источник ЦМИ Фармэксперт |
Десятка лидеров среди торговых марок по темпам роста коммерческих продаж по итогам первого полугодия представлена исключительно инновационными и гомеопатическими продуктами, которые являются наиболее стремительно развивающимися на российском рынке группами препаратов. Более современные лекарственные средства постепенно вытесняют с рынка уже давно устаревших конкурентов, а доверие потребителя к некогда практически неизвестной гомеопатии растет весьма впечатляющими темпами, на что не в последнюю очередь влияет регистрация их как лекарственных средств, что позволяет их производителям позиционировать свои продукты наравне с лекарственными средствами традиционной медицины. Особенно стоит отметить, что среди десяти лидеров по темпам роста продаж четыре представляют отечественного производителя, что говорит о все более возрастающем профессионализме российских компаний в части продвижения своих брендов на рынке.
Падение продаж торговой марки, как правило, связано с высокой конкуренцией внутри АТС-группы, что подтверждает десятка аутсайдеров по темпам роста продаж. Каждый из этих брендов, несмотря на хорошую известность для потребителя ввиду отсутствия мощной промоционной поддержки теряет свою долю рынка в борьбе с более активными конкурентами, а присутствие в этом списке Йодомарина связано скорее со все более серьезной конкуренцией со стороны БАД.
Пресс-служба ЦМИ «Фармэксперт»
Ваш комментарий