«Ригла» ответила «36,6»
После того как ведущая аптечная сеть «36,6» несколько дней назад рассказала о своих амбициозных планах по развитию, сеть «Ригла», занимающая второе место на российском рынке, заявила, что намерена стать первой
Группа компаний «Протек» намеревается к концу 2006 года увеличить свой годовой оборот до 2,9 млрд долл. Хотя в компании обещают бурное развитие «по всем фронтам», фактически это означает, что наибольший рост собирается продемонстрировать розничное звено ГК – аптечная сеть «Ригла», которая должна вырасти сразу на треть, до 500 торговых точек.
Интересно, что глобальная цель «Протека» – 1000 аптек к 2008 году – полностью идентична планам сети «36,6», которая сделала ставку на стремительное развитие в регионах. Хотя в компании «36,6» воздерживаются от комментариев заявлений конкурента, аналитики считают, что ГК если и сможет осуществить поставленную задачу, то с очень большим трудом. Результатом же станет то, что «Ригла» отберет долю рынка не у «36,6», а у низшего звена аптечного бизнеса – несетевых аптек.
На сегодняшний день ГК «Протек» – крупнейшее объединение организаций, работающее на российском фармацевтическом рынке. Ее оборот в 2005 году достиг 2,4 млрд долл. В группу входят компании, занимающиеся производством, дистрибуцией, розничной торговлей и предоставлением сервисных услуг. Основной компанией группы «Центр внедрения «Протек» – ведущий российский дистрибьютор товаров для красоты и здоровья. Его оборот в 2005 году составил 2 млрд долл. Производственное звено ГК – ЗАО «ФармФирма «Сотекс», выпускающее лекарственные средства, соответствующие международному стандарту GMP. Объем производства в прошлом году составил 23,5 млн упаковок. Согласно планам на этот год, «ФармФирма «Сотекс» планирует увеличить свой оборот по сравнению с предыдущим годом на 75%, до 70 млн долл.
Как рассказали RBC daily в компании, главный прорыв ожидается со стороны входящей в «Протек» аптечной сети «Ригла», которая планирует увеличить оборот в текущем году до 180–200 млн долл. (ее оборот по итогам 2005 года составил 107 млн долл.
). На данный момент сеть объединяет более 350 аптек в различных регионах России, из них 240 работают в формате фарммаркета (аптечный магазин, в котором покупатель может самостоятельно выбрать товар, не обращаясь к продавцу), 120 – в формате социальных аптек (обслуживают льготные категории населения в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, ДЛО).По словам президента ГК «Протек» Вадима Музяева, к концу 2006 года «Ригла» вырастет на треть. «Сегодня «Ригла» находится в процессе активного роста. Компания демонстрирует хорошую динамику оборота и ставит перед собой цель стать крупнейшей национальной сетью, – заявил RBC daily г-н Музяев. – До конца 2006 года «Ригла» планирует открыть порядка 130 аптек, а цель 2008 года – уже 1000 аптек. Фарммаркеты площадью порядка 150 кв. м выгоднее всего развивать в городах-миллионниках, областных центрах, которые станут приоритетным направлением для развития». По его словам, в Москве и Подмосковье компания намерена открывать свои аптеки самостоятельно, ничего не перекупая.
Что касается регионов, вероятнее всего, расширение будет происходить за счет приобретения местных игроков рынка. В этом году компания рассчитывает выйти в восемь регионов, в частности, Тюменскую область и Ханты-Мансийский округ. Г-н Музяев также отметил, что у «Риглы» есть существенное конкурентное преимущество – дистрибьюторская компания «Протек», которая имеет филиалы в 40 регионах страны и присутствует практически во всех остальных.Сеть планируется расширять в том числе за счет крупнейших городов, в частности – Санкт-Петербурга, где присутствие «Риглы» сегодня ограничено всего двумя аптечными учреждениями. При этом петербургские конкуренты на смелые планы «Риглы» смотрят скептически.
«В первую очередь эти заявления подтверждают наметившуюся тенденцию – интеграцию. Через несколько лет на рынке должно остаться несколько крупных игроков», – отмечает начальник отдела по управлению товарными группами петербургской аптечной сети «Первая помощь» Вадим Дунаев. Но открыть такое количество собственных аптек на уже очень развитом рынке «Ригле»,
по его мнению, не удастся, она все равно столкнется с необходимостью приобретения других сетей. «Скорее всего, «Ригла» будет покупать сети так называемого второго эшелона (по 20–40 аптек), если только «Фармакор» (около 200 аптек) не решится продавать свой бизнес», – отмечает он.ГК «Протек» уже определилась с источниками финансирования своих проектов, включая расширение сети «Ригла», но комментирует их очень общо. «Для развития компаний в рамках группы мы используем как заемные средства, так и внутренние инвестиции, – отмечает г-н Музяев. – Это наиболее оптимальный вариант».
Расширение «Риглы», как брендовой сети, имеет всего два пути: покупка региональных сетей и открытие новых точек. Учитывая, что плотность аптечной сети в России по европейским меркам высока (на одну аптеку приходится 3,2 тыс. человек), последнее приведет к ужесточению конкуренции, от которой, скорее всего, пострадают единичные аптеки.
Ваш комментарий