«36,6» подвела итоги
Стремление «36,6» сохранить позиции главного национального аптечного оператора обострит борьбу крупных аптечных сетей за лидерство на российском рынкеВчера крупнейший российский фармацевтический ритейлер «Аптечная сеть "36,6"» объявил о своих финансовых результатах за 2005 г. Ключевыми моментами прошедшего финансового года были названы мобилизация внутренних ресурсов (продажа производственного звена) и привлечение внешнего финансирования. Эксперты отмечают, что на сегодняшнем российском рынке стремительно растет не только «36,6», в результате чего к 2008 г. следует ждать усиления конкуренции среди крупнейших игроков. Борьба за право называться «первой национальной сетью» разогреет рынок до предела.
К концу первого полугодия 2006 г. ОАО «Аптечная сеть "36,6"» владеет 536 аптеками в 20 регионах и 66 городах России. Производственное звено компании – ЗАО «Верофарм» – входит в число пяти крупнейших российских фармацевтических производителей. В апреле текущего года в ходе IPO 49,99% «Верофарма» было продано за 140 млн долл. Согласно предварительным оценкам аналитиков, в 2005 г. чистая прибыль компании составила около 9 млн долл. (в 2004 г. – 723 тыс. долл.). Выручка компании в 2005 г. достигла 305,2 млн долл., увеличившись по сравнению с 2004 г. в 1,7 раза. На покупку аптек в 2005 г. было направлено 16 млн долл., тогда как в 2004 г. – 13,9 млн долл.
Согласно отчетности компании, консолидированные продажи за 2005 г. выросли на 45% по сравнению с 2004 г. и составили 305 млн долл. В 2005 г. нетто-продажи в аптечном сегменте выросли на 51%, в том числе за счет органического открытия 139 новых аптек и приобретения 8 региональных аптечных сетей. Продажи аптек, которые на конец 2005 г. работают более года, увеличились на 12,3%. Продажи «Верофарма» составили 79 млн долл. и выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32%, прежде всего за счет значительного роста продаж обновленного продуктового портфеля рецептурных лекарственных препаратов. Как пояснили RBC daily в компании, финансовые показатели «36,6» аудированы Deloitte и соответствуют международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
По мнению генерального директора «36,6» Артема Бектемирова, финансовые результаты компании за 2005 г. отражают стремительное развитие розничного сегмента. Однако г-н Бектемиров отмечает и отрицательные стороны стремительного увеличения сети: «Активный рост продолжает оказывать негативное воздействие на наши текущие показатели прибыльности. В прошлом году это потребовало от нас мобилизации внутренних ресурсов, а также привлечения внешнего финансирования. Для обеспечения финансирования роста компания в 2005 г.
привлекла синдицированный кредит, а также продала финансовому инвестору пакет акций дочернего производственного предприятия».Как указано в отчетности компании, консолидированная валовая прибыль за 2005 г. выросла на 46%. Запуск «Верофармом» в производство новой линейки препаратов увеличил валовую маржу в производственном сегменте на 4,7%. Активное развитие аптечной сети в регионах привело к снижению валовой маржи розничного сегмента на 0,7%. При этом консолидированная EBITDA компании выросла на 12% и достигла 21 млн долл. ЕBITDA в производственном сегменте увеличилась на 31%. Действительно, открытие большого количества новых аптек оказывает значительное влияние на прибыль в розничном сегменте, что, в частности, привело к уменьшению значения EBITDA до 3 млн долл.
Чистая прибыль компании в 2005 г. составила более 8 млн долл., увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с 2004 г. Столь значительный рост чистой прибыли связан с продажей 19,9% акций «Верофарма» группе компании «Тройка Диалог» осенью 2005 г. Большую часть вырученных средств – 35 млн долл.– компания вложила в развитие сети. Что касается долгов компании, на которые неоднократно указывали аналитики, в 2005 г. компания рефинансировала свои краткосрочные кредиты и привлекла синдицированный кредит,
увеличив свой кредитный портфель на 29 млн долл. Общая задолженность по кредитам по состоянию на конец 2005 г. составила около 109 млн долл.Говоря о финансовых результатах, наряду с имеющимися долгами руководство компании акцентирует внимание на стратегии бизнеса. «В 2005 г. «Аптечная сеть "36,6"» остается крупнейшим национальным участником рынка слияний и поглощений в аптечном сегменте, – отмечает председатель совета директоров «36,6» Сергей Кривошеев. – Компания продолжает активно консолидировать российский аптечный рынок и приобретать региональные аптечные сети. Реализуя стратегию развития розничного сегмента, компания в 2005 г. осуществляла приобретение не только аптечных сетей (региональных лидеров), но и небольших локальных игроков».
Признавая стратегию развития «36,6» логичной, участники фармрынка отмечают, что стремление к росту свойственно не только «36,6», благодаря чему конкуренция в розничном секторе фармрынка в ближайшее время усилится. Как пояснил RBC daily генеральный директор ЗАО «ФармФирма «Сотекс»» Дмитрий Голуб, на сегодняшний день «36,6» является крупнейшей российской аптечной сетью, и компания только упрочит свое положение, если ее топ-менеджменту удастся реализовать достаточно амбициозные планы по консолидации 1000 аптек к 2008 г.
«Но в ближайшие несколько лет развернется активная борьба за первое место на розничном рынке между «36,6» и «Риглой», руководство которой не намерено уступать своему основному конкуренту и также планирует открыть 1000 аптек к 2008 г., – заявил г-н Голуб. – Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Если «Ригла» является частью крупнейшего российского фармацевтического холдинга – Группы компаний «Протек», на поддержку которого она всегда может рассчитывать, то для «36,6» развивать свой бизнес более проблематично».По словам г-на Голуба, «36,6» растет за счет активного поглощения региональных розничных сетей, для чего ей приходится постоянно кредитоваться. «Естественно, что при приобретении новых аптек объем продаж постоянно растет, так же как и валовая прибыль, и EBITDA. Кстати, последнему показателю не стоит слишком сильно доверять, он часто используется для того, чтобы продемонстрировать инвесторам рост компании, но, нельзя забывать, что этот показатель не учитывает реальные долги фирмы, налоги, амортизационные расходы и т.д. А в случае с «36,6» задолженность весьма значительна и для ее выплаты компании понадобится много лет (продажа акций «Верофарма» позволит, скорее, меньше брать кредитов на приобретение новых аптек, чем расплатиться со старыми долгами)», – отмечает собеседник RBC daily.
Ваш комментарий