Орел может остаться без муниципальной аптечной сети
Фармацевтический бизнес считается одним из самых стабильных и прибыльных во всем мире.
Орел - не исключение. Аптечные киоски есть практически на каждом городском перекрестке или в большом магазине. Правда, это коммерческие аптечные сети. А вот муниципальных в городе из года в год становится все меньше, и с каждым годом число убыточных городских аптек растет. Причина такого положения дел проста: городские власти этим вопросом не занимаются. Обязанность курировать орловскую муниципальную аптечную сеть возложена на горздравотдел, который, по признанию специалистов, долгие годы делал вид, что проблемы нет. И это при том, что из семнадцати муниципальных аптек (еще совсем недавно их было девятнадцать) шесть сработали в 2004 году с убытком. В 2005 году убыточных стало еще больше. А аптека № 83, которая располагается рядом с орловским автовокзалом, вообще недавно закрылась. Такая же ситуация грозит и ряду других. Никому не говорит руководство горздравотдела и о том, что ассортимент в муниципальных аптеках по причине постоянной нехватки средств оставляет желать лучшего, что цены - выше, чем в коммерческих… Проще говоря, все последние годы горздравотдел молчал о том, что муниципальная аптечная сеть не выдерживает конкуренции со стороны частников, у которых более грамотно выстроена маркетинговая политика. Еще немного, еще чуть-чуть - и орловцы останутся горевать над муниципальными аптеками, как пушкинская старуха из сказки о золотой рыбке над разбитым корытом.
Миссии
Кроме того, что муниципальные аптеки Орла имеют коммерческую свободу как самостоятельные предприятия, учредителем у них остается муниципальное образование, то есть можно сказать, что при этом они выполняют ряд важных социальных функций. Назовем эти функции миссиями, потому что при их выполнении аптеки несут больше убытков, нежели прибыли.
Социальная. Городские аптеки снабжают федеральных льготников дополнительным лекарственным обеспечением (ДЛО) в рамках 122-го Федерального закона. Поставки медикаментов в рамках ДЛО закреплены за фармацевтической организацией ЦВ «Протек», имеющей в Орловской области свой филиал - «Протек-32». Но ни для кого не секрет, что «Протек» возложенные на него обязательства за прошлый год выполнил всего на 65 процентов, а в течение нынешнего - на 40. Остальные лекарства, которые по закону полагаются льготникам, муниципальные аптеки отпускают клиентам, приобретая их за свой счет. А вот деньги, которые им за это причитаются, поступают на расчетные счета аптек с задержкой до шести месяцев. Например, расчет за услуги ДЛО, оказанные аптекам за февраль 2006 года, произошел только месяц назад - в мае. Ну какой здравомыслящий коммерсант захочет изымать из оборотных средств своего предприятия средства на ДЛО, заранее зная, что они вернутся только через несколько месяцев? Он в три раза больше заработает за эти месяцы на продаже других лекарств. А муниципальные аптеки обязаны это делать.
Производственная. Даже для того чтобы производить простые глазные капли по выписываемым врачами рецептам, нужно: соблюсти талмуд норм СанПиНов,
Даже если создать все условия коммерческим аптекам, чтобы они взяли на себя производственные аптеки или ДЛО, остаются такие аспекты, как госпрограмма здравоохранения и национальный проект «Здоровье». И здесь муниципальным государственным предприятиям отведена одна из ключевых ролей.
Поэтому окончательно проигнорировать проблемы муниципальной аптечной сети Орла чиновникам горздравотдела и мэрии не удастся (хотя все прошлые годы они очень старались это сделать).
Еще раз о ДЛО
Раздача бесплатных лекарств льготникам тоже чего-то стоит, и государство компенсирует эти расходы в размере 35 процентов стоимости лекарства. Ежегодно те, кто работает в рамках ДЛО, подписывают договор и на основании данного документа делят эти 35 процентов между собой. Сейчас расклад такой: «Протек» (оптовое звено) получает 17,66 процента, ГП «Орелфармация» - два процента, а мунициальные аптеки (розничное звено) - 15,34 процента. И эти цифры - не аксиома, а предмет ежегодного спора и торга между теми, кто этот договор подписывает. Но, видимо, представители «Протека» более искусны в коммерческих переговорах и с большим рвением блюдут интересы своей фирмы, чем горздравотдел администрации Орла, и оптовик ежегодно получает большую наценку, чем розничный продавец (что само по себе нонсенс для любого бизнеса).
На распутье
Долгие годы городские власти вообще не обращали внимания на проблемы муниципальных аптек. По принципу: «Работают - и слава богу!» Пока сами работники сети не возмутились: предприятия закрываются, часть аптек работает в убыток, зарплата маленькая, и квалифицированные специалисты переходят работать к конкурентам. Горздрав-отдел с неохотой начал готовить предложения по реорганизации муниципальной фармацевтической сети. По непонятным причинам рассмотрение этого вопроса на сессии горсовета чиновники от медицины пытались отсрочить до августа. Но отсрочка не состоялась, и этот вопрос должен быть внесен в повестку дня городского законодательного собрания 29 июня. Из собственных источников «ПР» удалось выяснить, как предлагается реорганизовать муниципальную аптечную сеть Орла.
Вариант № 1. Убыточные аптеки присоединить к прибыльным.
Вариант № 2. Создать единую сеть из семнадцати муниципальных аптек (по аналогии с Москвой, где мэрия объединила все в единую сеть «Столичные аптеки»).
Вариант № 3. Сделать из семнадцати аптек пять-шесть сетей по три-четыре предприятия в каждой.
Специалисты-практики фармацевтического бизнеса так прокомментировали эти варианты.
Вариант № 2 очень громоздкий по структуре и затратный по накладным расходам. Варианты № 1 и 3 идентичны по своей сути и, опять же, затратные по расходам, так как для каждой из сетей придется создавать свой штат управленцев, бухгалтеров и т. д.
На взгляд специалистов, у горздравотдела есть более рациональные предложения по оптимизации работы городской аптечной сети, которые позволили бы более эффективно контролировать продажи и ассортиментный перечень предлагаемого населению товара, снизить цены, улучшить обслуживание и сэкономить на накладных расходах. А сэкономленные средства направить на увеличение фонда заработной платы, чтобы прекратить массовую утечку кадров из муниципальных аптек. Возможно, тогда удастся сделать так, чтобы всегда и везде рентабельный бизнес приносил приличный доход в городскую казну, и орловские фармацевты перестанут ежегодно писать челобитные местным депутатам с просьбой предоставить городским аптекам льготы по аренде, чтобы хоть как-то ухитриться свести концы с концами.
Еще раз о нацпроектах
Ранее бездействие городских властей (а это именно тот случай, когда «промедление смерти подобно») можно было объяснить объективными или субъективными причинами. Теперь же, когда вся страна обсуждает национальные проекты, это самое бездействие приобретает совсем другую окраску. Хорош же будет наш город, если реализация национального проекта «Здоровье» в нем начнется с развала муниципальной аптечной сети.
Комментарии
Газета "Просторы России" 2006.07.04 15:11
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий