Повышение цен на ЛС: эквилибристика или политика?
На неоднозначном информационном ресурсе ПРОВИЗОР.РУ в последнем «Боевом листке» № 10 появилась информация о повышении цен с 10 по 17 марта ведущими дистрибьюторами на ряд препаратов для московских клиентов.
К примеру, лидер оптового сектора российского рынка — компания ЦВ «Протек» подняла цену на ряд препаратов для конкретного клиента следующим образом:
Аккупро (10 мг № 30): цена неделей ранее 200 руб., сегодня — 355 руб.
Актовегин (10 таблеток) стоил 390 руб., новая цена — 729. На ампулы того же препарата в дозировке 5 мл (5 ампул) цена увеличилась с 360 до 600 руб.
Вобензим (40 таблеток) подорожал с 200 до 400 руб.
Изокет в аэрозоле — с 280 до 362 руб.
Манинил в дозе 3,5 мг — со 100 до 180 руб.
Потянулись за лидером и другие «националы»: если рост цен на ЛС, поставленные клиенту компанией ЦВ «Протек», в целом составил 37%, у компании «БИОТЭК» и «СИА Интернейшнл» — 20, у «РОСТА» — 12, у компаний «Империя Фарма» и «Фармимэкс» — по 3, у «Аптеки-Холдинг» — 1 %.
Мы исследовали прайс-лист ЦВ «Протек» по упоминавшимся позициям: повышение цен есть, но не на все названные препараты. Многие цены оставлены открытыми,
т.е. устанавливаются для разных клиентов по-разному. Неоднозначны и ответы руководителей розницы.
Что бы все это могло значить? Вопросы, заданные «ФВ» аналитикам и управленцам, наводят на некоторые размышления. Во-первых, соответствующие повышения коснулись далеко не всех игроков розничного сегмента. Так, на заданный нами прямой вопрос об увеличении цен все представители сетевой розницы ответили отрицательно. Разбег цен в указанный период не превысил у них обычных 2-3%, в т.ч. и при заключении договоров на указанные медикаменты в марте. Значит, в первую очередь такие колебания могли коснуться индивидуальных аптек.
Последнее неудивительно,
поскольку скорее всего все «беды» дистрибуции, и чем дальше, тем больше, будут доставаться именно индивидуальным игрокам, не имеющим критического значения для оптовика. Аналитики, консультирующие ПРОВИЗОР.РУ, связывают происходящее со стремлением дистрибуции компенсировать свои потери от участия в государственных программах на коммерческом рынке. Так ли однозначен процесс?
«Мы полагаем, что причин может быть несколько, — рассуждает исполнительный директор ЦМИ «Фармэксперт» Н.В. Демидов.
— Процесс «лавирования» для защиты собственных рисков в бизнесе хорошо понятен, но это только одна из гипотез. Каким бы ни был неэластичным спрос на эти ЛС, причиной могли быть затруднения производителя или производителей. Их цены еще необходимо исследовать. Кроме того, повышение могло вызвать изменение в этот период импортных поставок. На наш взгляд, для таких серьезных изменений, если они массовые, должны быть критичные причины. Дистрибьюторы очень чувствительны к своему имиджу, и причины вполне могут и не быть связаны с участием оптовика в ДЛО».
Мы готовы выслушать всех заинтересованных игроков и предоставить им возможность пояснить ситуацию на страницах «ФВ».
Ваш комментарий