Аптечный рынок России в 1 квартале 2006 года
Согласно данным "Розничного аудита ГЛС в РФ" (RMBC), объем коммерческого аптечного рынка РФ в 1 кв. 2006 г. составил 1,48 млрд. долл. в ценах конечного потребления, что на 18% превышает аналогичный показатель прошлого года. Средняя розничная наценка в коммерческом аптечном сегменте продолжает расти и за анализируемый период составила 32%.
На долю десяти ведущих производителей в 1 кв. 2006 г. приходится 34,5% коммерческого аптечного сегмента (Таб. 1). В целом, за анализируемый период рейтинг демонстрирует относительную стабильность. Компания Novartis укрепила свои лидирующие позиции, увеличив долю в аптечных продажах. Как видно из таблицы 2, основной вклад в прирост данного производителя внесли препараты ТераФлю от гриппа и простуды и Линекс. Среди компаний, заметно увеличивших доли и улучшивших рейтинговые позиции, стоит отметить Pfizer International, Nycomed и Solvay Pharmaceuticals. Отечественный производитель Фармстандарт, напротив, несколько снизив долю, опустился с 5-й на 8-ю строчку рейтинга.
В 1 кв. 2006 г. в списке лидеров среди торговых наименований произошли некоторые изменения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Таб. 2). Два новых участника рейтинга, ТераФлю от гриппа и простуды и Линекс, продемонстрировали почти двукратное увеличение объемов аптечных продаж. Препарат Эссенциале Н также заметно увеличил свою долю и переместился с 5-го на 2-е место. Снижение позиций было отмечено у препаратов Мезим форте,
Боярышника настойка и Но-шпа. В 1 кв. 2006 г. "десятку" покинули Кавинтон и Энап, занимавшие год назад 9-ю и 8-ю строчки рейтинга, соответственно. Скорее всего, это связано не с падением продаж данных препаратов, а с их дальнейшим развитием в системе ДЛО. Десять ведущих торговых марок аккумулируют 8,5% аптечных продаж коммерческой розницы.Кумулятивная доля первых десяти участников рейтинга МНН составляет 12% от общего объема коммерческого аптечного рынка РФ в 1 кв. 2006 г. (Таб. 3). "Четверка" лидеров осталась без изменений, однако в оставшейся части рейтинга произошли некоторые перестановки. За анализируемый период в состав "десятки" вошло четыре новых участника,
продемонстрировавших заметное увеличение объема аптечных продаж. Среди них следует отметить почти двукратный рост продаж противопростудной комбинации парацетамол+фенирамин+фенилэфрин+аскорбиновая кислота (ТераФлю от гриппа и простуды). МНН Поливитамин, напротив, снизил долю в продажах и потерял позиции в рейтинге. В 1 кв. 2005 г. рассматриваемый рейтинг покинули винпоцетин, амброксол, дротаверин и боярышника плоды.В 1 кв. 2006 г. структура "десятки" ведущих АТС групп осталась неизменной по сравнению с 1 кв. 2005 г., однако в результате заметного снижения долей "тройки", суммарная доля ее участников несколько снизилась (Таб.
4). Некоторый рост долей в общем объеме аптечных продаж продемонстрировали группы Иммуномодуляторы, Половые гормоны, Противовоспалительные и противоревматические препараты и Назальные препараты.Заключение. В заключении следует отметить, что в 1 кв. 2006 г. продолжали происходить изменения в рейтингах торговых наименований и МНН, вызванные влиянием программы ДЛО. За анализируемый период среднее потребление лекарств на душу населения через аптечную сеть составило 10,3 долл. в розничных ценах, что на 18% превышает аналогичный показатель в 1 кв. 2005 г., равный 8,7 долл. Средняя стоимость упаковки ГЛС, продаваемой в аптеках, также возросла на 18% и составила 1,6 долл. в розничных ценах.
Ваш комментарий