Петербургская аптечная сеть «Первая помощь» заявляет об ускорении экспансии на столичный фармрынок
Руководство петербургской аптечной сети «Первая помощь» сообщило RBC daily, что, видимо, откроет в Москве в течение этого года больше аптек, чем планировалось ранее. В начале года в компании заявляли, что в столице у нее появятся двадцать новых аптек. На днях сеть пополнилась шестым фармамаркетом, объем инвестиций в который составил 110 тыс. долл. Емкость московского рынка позволяет вместить в себя нового игрока, однако, по мнению экспертов, масштабно расширяться «Первой помощи» вряд ли позволят ее финансовые ресурсы.
Компания «Первая помощь» – вторая по величине аптечная сеть Петербурга. Она объединяет 89 аптек (из них 39 фармамаркетов) и занимает более 20% рынка сетевых аптек Петербурга. В 2005 г. продажи компании составили 57 млн долл. Средний чек в аптеках «Первой помощи» сегодня равен приблизительно 170 руб. По информации компании, ее выручка за первый квартал 2006 г. достигла почти 18,5 млн долл. Рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составил 39%. «С учетом того, что общая площадь торгового зала всей аптечной сети равна 7 тыс. 157 кв. м, – говорит коммерческий директор компании Петр Грек, – получается примерно 2 тыс. 600 долл. на один квадратный метр торговой площади за квартал, а за год – в среднем 10 тыс. долл.». Г-н Грек уверен, что для розничной сети это является очень высоким показателем.Говоря об ускорении экспансии, в компании RBC daily пояснили, что фактически за пять месяцев сделано то, что планировалось сделать за шесть. «Это объясняется слаженной работой всех служб как в Петербурге, так и в Москве, – заявил
RBC daily Петр Грек, – при поиске новых объектов, при подготовке к открытию, при работе на каждой конкретной точке. Вполне возможно, что будет открыто не двадцать аптек, а несколько больше, но это будет ясно во втором полугодии. Все расходы и затраты на московский филиал на данный момент полностью отвечают заявленным в бизнес-планировании. Поскольку предварительно проводилась большая исследовательская работа, то сейчас мы можем отметить лишь адекватность всех подготовительных шагов к этапу реализации». В «Первой помощи» не видят очень серьезной проблемы в насыщенности московского рынка аптеками. «К факторам риска можно отнести сильную концентрированность аптек в местах большей проходимости, – замечает г-н Грек. – Но вместе с тем по реакции потребителей, по первому опыту работы на столичном рынке можно сказать, что наше предложение оказалось востребованным, отличающимся от того, что уже есть на рынке, и я уверен, что мы сможем удерживать эту планку». В настоящее время в Москве работают шесть аптек сети, а к концу мая их количество увеличится до десяти, утверждают в компании. Эксперты считают, что емкость столичного рынка не препятствует появлению на нем еще одного крупного игрока. В 2005 г. рост фармацевтического рынка Москвы составил более 40%, это значительно больше, чем в среднем по России. «Есть спрос, есть потребность в медикаментах, нужны новые операторы, так как строятся новые районы, налаживается инфраструктура в них, – говорит RBC daily аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – В центре Москвы сейчас аптеку держать не выгодно, однако престижно. Думаю, что «Первая помощь» будет уделять внимание спальным районам, а также большим торговым центрам столицы». По мнению г-на Мелик-Гусейнова, у «Первой помощи» есть реальная возможность закрепиться на рынке Москвы, однако они здесь уже не первые. Стратегия «снятии сливок» здесь уже не работает. «Сливки снимает» сейчас сеть 36,6, выходя в новые регионы. «Сегодня все более или менее успешные аптечные сети стараются закрепиться в большем количестве регионов, – продолжает он. – Их ставка – это возможное участие в распределении лекарственных средств в государственных программах. Только масштабная сеть с большим числом филиалов и широким региональным покрытием может претендовать на эту возможность».По мнению генерального директора Национальной дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, рынки Москвы и Питера сегодня уже достаточно насыщены. «С точки зрения ускорения процесса внедрения и снижения затрат проще приобрести готовые аптечные учреждения и переоборудовать их в соответствии со своими стандартами,
– говорит RBC daily г-жа Иванова. – Открывать же новые помещения – это путь долгий, сложный и более дорогостоящий». И несмотря на то что «Первая помощь» избрала именно такой путь, эксперты считают, что ресурсов реализовать заявленные планы у компании может оказаться недостаточно. «С одной стороны, в Москве выше уровень платежеспособности населения, с другой – ведение бизнеса гораздо дороже, – говорит RBC daily руководитель экспериментального отдела компании «СИА Интернешнл» Григорий Брауде. – По-прежнему активно развиваются и растут собственно московские сети разных форматов, в том числе и аналогичного тому, в котором работает «Первая помощь». Поэтому вопрос об успешности данного начинания – это вопрос денег и времени. Хватит ли у новой сети денег, чтобы суметь адаптироваться в московских условиях, насколько экономически оправданными окажутся вложения? На сегодняшний день совершенно не очевидно, что план в двадцать аптек будет выполнен, а тем более перевыполнен».
Ваш комментарий