Украина: Cтоличные фарммаркеты активизируют развитие
Сети фарммаркетов все активнее осваивают столицу, объясняя это повышением покупательского интереса к данному формату и его перспективностью, — только в прошлом году количество киевских аптек открытого типа увеличилось более чем в два раза. Впрочем, главная причина, заставляющая ритейлоров «наращивать мышцы», — прогнозируемая в ближайшее время массовая экспансия в Украину крупных российских сетей, в ожидании которой местные компании стремятся повысить свою инвестиционную привлекательность для будущей продажи бизнеса либо застолбить за собой максимально возможную территорию.По оценкам специалистов компании RMBC, в прошлом году объем украинского аптечного рынка, около 11% которого приходится на столицу, вырос на 19% — до $1,24 млрд в ценах для конечного потребителя, или до $965 млн в оптовых. На начало года в Киеве насчитывалось 2,28 тыс. аптечных точек. Порядка 6% из них приходилось на формат фарммаркетов (аптеки открытого типа, где наряду с традиционным ассортиментом реализуется парафармация, косметика, гигиенические средства и т. д.), что более чем в два раза превышает показатели прошлого года. Лидерами этого сегмента, по мнению начальника фармацевтического отдела компании «Суматра-ЛТД» (сеть «Космо») Веры Догоновой, являются компании «Виталюкс», «ФармаСіті», «АВС аптека вашої сім’ї» и фармотделы в сетях «Велика Кишеня» и «ДЦ». А маркетинг-директор компании «Виталюкс» Ирина Кудрявченко добавила, что площади представленных в Киеве аптек открытого типа колеблются от 80 до 500 кв. м, ассортимент некоторых из них превышает 20 000 наименований по 15 группам товаров — от фармацевтики до специального детского белья.
По мнению экспертов, хотя формат фарммаркетов в столице только начал развиваться, такие темпы его роста неоправданны. «Большая часть работающих аптек открытого типа не окупают себя, так как многие компании открывают их спонтанно, просто отдавая дань моде на новый формат или же ожидая начала экспансии зарубежных сетевиков», — считает директор компании «Мегаком» Евгений Бессонов. Согласна с ним и директор фармацевтического департамента ООО «ДЦ Украина» Марина Срибная, подтвердившая, что слухи о выходе российских аптечных сетей, работающих в этом формате, будоражат киевский рынок уже второй год. «Именно поэтому многие местные компании стремятся максимально захватить рынок в кратчайшие сроки», — утверждает она.
Впрочем, директор департамента маркетинговых исследований RMBC (российская группа компаний «Ремедиум») Виктория Соколова полагает, что опасения украинских сетевиков безосновательны. «Не думаю, что бурное развитие фарммаркетов напрямую связано с ожиданием экспансии из России. Скорее всего, это логическая цепочка в развитии розничного сектора. Большинство российских аптечных сетей построены на базе дистрибьютора (например, сеть «36,6» — компания «Время», «Ригла» — «Протек», «Старый лекарь» — «Морон» и т. д.), а в Украине они, кроме «Протека», не представлены. Таким образом, для российских аптечных сетей в Украине существует серьезный барьер — местные дистрибьюторы», — отмечает она. Правда, г-жа Соколова добавила, что хотя представленный на украинском рынке «Протек» имеет более скромные позиции по сравнению с Россией, однако в любой момент может начать интенсивное развитие, как это уже произошло в Казахстане. Однако Евгений Бессонов уверен, что наиболее вероятным развитием событий станет решение одного из российских операторов о приобретении развитой столичной сети, в ожидании которого местные ритейлоры стараются увеличить свою инвестиционную привлекательность. Согласен с ним и другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным. «Более половины киевских сетей фарммаркетов изначально создавались с участием российского капитала с перспективой их дальнейшей скупки. Порой нам приходится открывать новую точку всего за четыре дня», — добавил он.
Другая причина, заставившая фармритейлоров активизировать свое развитие, — ужесточение конкуренции со стороны таких сетей, как «Космо» и «ДЦ Украина». Хотя руководство последней и заявило, что в ближайшие годы не намерено развивать формат отдельных фармацевтических супермаркетов, однако интенсивно открывает профильные отделы в существующих и новых магазинах. А вот «Космо», по словам Веры Догоновой, недавно приступила к созданию собственной сети фарммаркетов под ТМ COSMO VITA, запустив уже три объекта в Киеве. «Торговая площадь будущих фармацевтических супермаркетов может колебаться от 80 до 200 кв. м, средний ассортимент — 5000–10 000 наименований, а примерные инвестиции в открытие каждого — более 500 000 грн.», — уточнила она, добавив, что до конца 2006 года компания планирует открыть в столице еще восемь подобных торговых точек.
Эксперты прогнозируют, что из-за дефицита торговых площадей количественное развитие рынка продлится не более двух лет, по истечении которых его ждет волна слияний и поглощений. «В результате весь бизнес окажется под контролем трех–четырех компаний. Они закроют ряд мелких объектов и продолжат развитие формата фарммаркетов, который в итоге займет 15–20% рынка», — считает Евгений Бессонов. По мнению Виктории Соколовой, местный рынок повторит ситуацию российского, где наряду с фарммаркетами будут открываться и обычные аптеки. «Оборот фарммаркета в среднем может быть в два–четыре раза выше классической аптеки, однако очевидно, что рентабелен он далеко не в каждом месте», — заключила она.
Ваш комментарий