Фармацевтическая отрасль переживает смену фаворитов
В конце прошлого десятилетия ведущие американские концерны казались недосягаемыми, тогда как европейская фарминдустрия переживала упадок. Однако сейчас картина изменилась: и по финансовым показателям, и по структурным преобразованиям прогресс европейцев налицо.
В 2006 году европейские компании снова стали задавать тон благодаря трем слияниям, в том числе покупке Schering концерном Bayer и приобретению группой Merck 64,5% акций Serono. При этом многие европейские компании демонстрируют высокие темпы роста. За девять месяцев 2006 года прибыль ведущих европейских фармацевтических концернов увеличилась в среднем на 11%, тогда как американских — лишь на 3%. Что касается доходов с ценных бумаг, то здесь европейцы пока немного отстают.
Тенденция, наметившаяся впервые еще в 2005 году, таким образом закрепилась и, по мнению экспертов, может сохраниться. «Европейские фармацевтические концерны в настоящее время в общем и целом переживают подъем», — отмечает Кристиан Венк, фармэксперт рейтингового агентства Standard & Poor’s. После трудного периода в конце 90-х годов европейские компании изменили свои стратегии развития и обновили ассортимент. При этом их куда меньше затронуло истечение патентных сроков у лекарств, чем их американских конкурентов.
Что касается американских производителей, то, по-видимому, проблема истечения патентных сроков не исчезнет и в дальнейшем. По оценке эксперта из IMS Health, в 2006—2010 годах закончится срок патентной защиты у медикаментов на общую сумму 74 млрд долл., среди которых такие бестселлеры, как Zocor (производитель Merck & Co) и Lipitor (Pfizer), понижающие уровень холестерина.
На американских концернах это отразится далеко не лучшим образом.К тому же им пришлось пережить серьезные неудачи, в том числе лидеру рынка Pfizer с его противохолестериновым препаратом Torcetrapib, которому эксперты и аналитики предсказывали оборот более чем в 10 млрд долл. Но после того как проект пришлось заморозить из-за повышенного риска для сердечной деятельности и кровообращения, перспективы компании заметно ухудшились. Срок защиты патента наиболее прибыльного медикамента Pfizer — Lipitor — истекает в 2010 году, а замена ему так и не найдена.
А компания Merck & Co, некогда икона американской фармацевтики, была вынуждена закрыть четыре перспективных проекта, находившихся в финальной стадии клинических испытаний. Большой ущерб компании был нанесен также в результате прекращения продажи противовоспалительного препарата Vioxx и истечения срока патентной защиты Zocor.
У европейских концернов также случались неудачи. Так, британская компания AstraZeneca была вынуждена остановить производство многих значимых препаратов, в том числе лекарства против апоплексии, уже практически готового к выходу на рынок. Однако эти проблемы были полностью компенсированы активным развитием таких компаний, как Roche, Novartis и Boehringer Ingelheim. По мнению многих аналитиков, именно Roche останется лидером фармацевтического рынка Европы. Эксперт из JP Morgan Крейг Максвелл считает, что одни только препараты, применяющиеся для лечения рака (Avastin, Herceptin и Rituxan), способны принести Roche в течение ближайших пяти лет дополнительную прибыль в размере 6 млрд долл.
В последнее время европейцы сконцентрировались главным образом на производстве препаратов против рака, то есть на сегменте, менее уязвимом со стороны экономящих больничных касс и органов здравоохранения и при этом предоставляющем больший простор для инноваций. И в других перспективных сегментах, таких как производство лекарств против диабета или препаратов для вакцинации, у европейских фармпроизводителей сейчас есть очень хорошие шансы.
Американские компании, напротив, уже долгое время делают ставку на прибыльную торговлю препаратами для общей медицины и извлекают выгоду из своей сильной позиции на местном рынке. Но и здесь уже прошли времена легкого увеличения сбыта и повышения цен. IMS прогнозирует рост американского рынка лишь на 4—5% при мировом росте рынка на 5—6%.
Ваш комментарий