Слияния и поглощения на российском фармрынке
В первом полугодии 2006 года отечественные фармацевтические предприятия суммарно выпустили продукции более чем на $1 млрд. Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее российские компании по-прежнему продолжают «сдавать» рынок иностранным конкурентам. Рост поставок по импорту в 2006 году существенно (54%) опережает показатель по российскому производству. Однако некоторые позитивные сдвиги все-таки есть.
Последние два года стали знаковыми для российских фармпроизводителей. Было создано несколько крупных производственных фармацевтических холдингов – «Биннофарм», «Фарм-центр», «Макиз-Фарма». На российский рынок пришла целая армада профильных западных инвесторов – Solvay, Servier, Hemopharm и др. В первой половине текущего года и государство проявило инициативу: были созданы научно-производственные фармацевтические холдинги, включающие в себя несколько производственных предприятий и НИИ.
Это важный шаг в создании отечественной научно-производственной базы для разработки инновационных формул, создания собственных высококонкурентных препаратов с уникальными свойствами, которые будут востребованы на мировом рынке лекарств. Именно к таким лекарственным средствам склоняются в последнее время потребительские предпочтения. Разумеется, разработка и вывод на рынок инновационного лекарственного препарата – задача не простая и требует значительных финансовых затрат с привлечением сторонних инвестиций и профессиональных управленцев.
И все же российская продукция постепенно вытесняется с рынка, отчасти из-за неудовлетворительного качества (пока лишь немногие российские предприятия провели сертификацию соответствия производственных процессов стандартам GMP*), отчасти из-за традиционного ассортимента, у которого имеются десятки и сотни конкурентов. Для многочисленных российских предприятий, выпускающих препараты-аналоги (дженерики), «замаячила» еще одна реальная угроза – выпуск собственных удешевленных дженериковых версий производителями оригинальных препаратов.
Пока существует лишь ряд прецедентов (фармацевтический гигант «Пфайзер» намеревается выпускать дешевый аналог собственной разработки – «Золофт»; похожие действия предпринял «Мерк», значительно снизив цену на статин «Зокор»). Однако тенденция может принять массовый характер.
В случае если это произойдет, ряд российских компаний просто не смогут конкурировать со своими иностранными коллегами. Разработчик инновационного препарата сам выйдет на рынок дженериков с более низкой ценой, однако с таким уровнем качества, до которого нам еще расти и расти. Вариантов выхода из подобной ситуации не так много: в привилегированном положении окажутся российские компании, имеющие в ассортиментном портфеле оригинальные разработки. Тем же, у кого их нет, следует подумать о заключении долгосрочных партнерских соглашений с иностранными производителями на фасовку лекарственных средств или активнее работать в направлении стран ближнего зарубежья.Впрочем, в случае введения ряда законодательных ограничений, которые находятся в стадии разработки (например, изменения порядка импорта лекарственных средств в Россию), работа иностранных компаний в России также существенно усложнится. В первую очередь, это касается поставок препаратов в рамках национального проекта «Здоровье». Иностранных производителей, заинтересованных в российском фармацевтическом рынке, это толкает на принятие активных мер: одни открыли или планируют открыть собственные предприятия («Гедеон-Рихтер»,
КРКА, «Хемофарм», «Сервье»), другие приобретают перспективные российские компании («Штада» купила нижегородский «Нижфарм», готовится сделка по подмосковному «Акрихину»). Похоже, что этот процесс продолжится. В числе наиболее «аппетитных», с точки зрения приобретения, объектов можно назвать «Отечественные лекарства», «Фармстандарт», «Фарм-Центр», «Верофарм», «Макиз-Фарма» и др.Таким образом, несмотря на снижение рыночной доли, у российских компаний есть масса шансов серьезно укрепить свои позиции на рынке. Необходимо трезво оценивать свои возможности, а также подготовиться к законодательным инициативам со стороны государства.
Аптеки плетут сети
Второй квартал текущего года ознаменовался особенно активным развитием розницы фармацевтического рынка. Сразу несколько крупных сетевых компаний объявили о планах масштабного развития на ближайшие годы. Это касается не только расширения территориального присутствия, но и качественных изменений в деятельности компаний.
Две крупнейшие по обороту российские аптечные сети – «36,6» и «Ригла» (совместный оборот – около $550 млн) – намерены за два года серьезно увеличить количественный состав,
примерно до 1000 аптек каждая, а это уже вполне сопоставимо с крупными европейскими ритейлерами. Стараются не отставать от них в плане развития и сети меньшего размера. Очевидно, что эти действия своевременны, ведь европейские игроки всерьез рассматривают перспективы выхода на российский розничный рынок.В самом ближайшем будущем на российском рынке появятся уже все три крупнейшие европейские дистрибуторские компании (сейчас мультинациональной Alliance Boots принадлежит компания «Аптека-Холдинг»; Phoenix владеет крупным пакетом акций компании «Роста», а немецкая Celesio AG претендует на покупку крупной аптечной сети «О3»). Посмотрим, удастся ли российским аптечным сетям принять вызов западников? Для этого у них имеется достаточно возможностей.
*GMP (Good Manufacture Practice) – т.н. надлежащая производственная практика. Критерии производства современных, качественных лекарственных препаратов, которыми руководствуется мировое сообщество производителей лекарственных средств
Ваш комментарий