Производители дженериков усиливают натиск на изготовителей патентованных лекарств
С повышением стоимости рецептурных лекарств, которое уже стало поводом для активных дискуссий, производители патентованных средств столкнулись с растущей угрозой со стороны их конкурентов, производящих аналоговые препараты (дженерики).
Некоторые из этих конкурентов начинают агрессивно оспаривать патенты компаний, делающих инновации основой своей стратегии.
В недавнем исследовании фирмы Kline & Company указывается, что если в прошлом производители дженериков имели обыкновение дожидаться окончания срока действия того или иного патента, то теперь они стали намного активнее и агрессивнее в своей политике. Чтобы обеспечить более быстрый выход своих дженериков на рынок, они прибегают к юридическим атакам на действующие патенты.
Ведущим проводником такой стратегии является израильская компания Teva Pharmaceutical Industries. Недавно она объявила о намерении приобрести своего конкурента Ivax Corp и таким образом восстановить свое мировое лидерство в области производства дженериков, расширить свой ассортимент, а также набрать критическую массу для более успешной конкуренции на рынке дженериков. Этот шаг следует за недавними приобретениями компании Sandoz (отделение Novartis по производству дженериков), которая в целях расширения купила компании Hexal и Eon Labs.
Подобные приобретения не только усиливают конкурентное преимущество этих крупных игроков на рынке дженериков,
Так, Teva и еще один игрок на рынке дженериков — индийская компания Ranbaxy Laboratories — ведут судебную тяжбу с американской Pfizer по поводу гипотензивного препарата Accupril. Компания Ranbaxy также судится с Pfizer в Европе по поводу популярного препарата Lipitor для понижения уровня холестерина.
Оба производителя дженериков агрессивно атакуют патенты компании Pfizer, правда, пока с ограниченным успехом. Однако окончательная их цель ясна. Даже в случае, если они проиграют в суде, они смогут вывести свой дженерик на рынок на несколько месяцев раньше, чем если бы они дожидались окончания срока действия патента. А это уже большая победа.
В ближайшие пять лет подобные атаки станут более частыми по мере того, как срок патентной защиты все большего количества популярных лекарств будет истекать. В число таких препаратов входят лекарства Zocor компании Merck, Pravachol компании Bristol-Myers Squibb и Norvasc компании Pfizer. Патентная защита Lipitor истекает в 2010 году на рынке США и в 2011 году на большинстве основных рынков в Европе.
Производителям патентованных лекарств следует серьезно готовиться к этому событию. Они должны изучить лидеров на рынке дженериков и понять их истинные цели.
Растущий спрос на менее дорогие рецептурные лекарства превратил производителей дженериков в весьма серьезных конкурентов для ведущих фармацевтических компаний и вызвал резкий рост производства дженериков, выражающийся двухзначными процентными показателями. Общий объём мирового рынка дженериков, по оценке фирмы Kline, составляет сейчас 45 млрд долларов.
Ваш комментарий