О ценообразовании на ЛС, реализуемые отдельным категориям граждан в рамках системы ДЛО
Во исполнение постановления Правительства РФ от 12 декабря 2004г. № 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную помощь в виде набора социальных услуг» Росздравнадзор совместно с Федеральной службой по тарифам по вопросам ценообразования на ЛС, реализуемые льготникам в рамках ДЛО было осуществлено:
— приказом Росздравнадзора от 27.05.2005 № 1137 Пр/05 зарегистрированы цены на торговые наименования «Перечня лекарственных средств, реализуемых по рецепту врача (фельдшера) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»;
— приказом от 22.12.2004 № 660-Пр/04 «Об установлении торговых надбавок» утверждены предельные размеры торговых надбавок к зарегистрированным ценам на ЛС, реализуемые федеральным льготникам в рамках программы ДЛО.
В течение прошедшего периода 2005 г. по результатам мониторинга цен целенаправленно проводилась работа по снижению цен на ЛС, реализуемые в рамках системы ДЛО. Рассматривались все случаи появления в коммерческой продаже ЛС льготного списка по ценам более низким, чем отпускаемых в рамках программы ДЛО. Заключены соглашения с отечественными и зарубежными производителями по вопросу сдерживания цен. В соглашениях указано, что цены на ЛС, реализуемые по программе ДЛО, будут не выше цен на те же лекарства, отпускаемые для коммерческой реализации. В целях определения экономической обоснованности установленных размеров торговых надбавок Росздравнадзор и ФСТ России запросили у руководителей фармацевтических организаций и органов исполнительной власти субъектов РФ данные о расходах, связанных с реализацией ЛС в рамках программы ДЛО. Анализ представленных материалов по итогам I квартала 2005 г. показал, что установленные торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам, позволяют ряду фармацевтических организаций работать безубыточно, у других фармацевтических организаций работа в системе ДЛО оказалась убыточной. Росздравнадзором совместно с ФТС России по тарифам было подготовлено совместное письмо, в котором были изложены проблемные вопросы ценообразования в системе ДЛО, одновременно было предложено субъектам РФ, фармацевтическим организациям высказать свое мнение и представить предложения по изменению системы ценообразования в системе ДЛО. Предложения субъектов РФ направлены, в основном, на увеличение торговой надбавки региональным субъектам системы ДЛО (аптекам и региональным складам), что может привести к увеличению стоимости ЛС, реализуемых в рамках программы по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России, в составе межведомственной комиссии, проводили проверку формирования отпускных цен на ряде фармацевтических предприятий. Целью проверки являлось установление достоверности представленных материалов для регистрации цен в Росздравнадзор и ФСТ России. При проверке были выявлены факты несоответствия представленных для регистрации цен показателей фактическим показателям хозяйственной деятельности предприятий. В ходе реализации системы по ДЛО в рамках Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ выявился ряд особенностей и проблем:
— в ряде субъектов РФ размеры торговых надбавок (комиссионного вознаграждения) не покрывают расходы аптечных учреждений по организации процесса по ДЛО;
— в ряде субъектов РФ размеры торговых надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических ЛС;
— отсутствует механизм по распределению торговых надбавок между фармацевтическими организациями,
региональными оптовыми складами и аптечными учреждениями на различных этапах реализации программы ДЛО;- требует совершенствования порядок формирования цен на ЛС, реализуемые в рамках программы по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России считают, что в 2006 г. на улучшение деятельности фармацевтических и аптечных организаций, участвующих в программе по ДЛО, окажут влияние следующие факторы:
1. Завершение отлаживания системы дистрибуции и логистики, чему в большей степени будет способствовать проведение конкурса среди фармацевтических организаций на право осуществлять гарантированное лекарственное обеспечение в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
2. Завершение процесса автоматизации участников системы ДЛО;
3. Стабилизация системы расчетов за отпущенные ЛС;
4. Накопление статистических данных о потреблении ЛС у фармацевтических и аптечных организаций и переход на всех уровнях к более качественному составлению заявок по определению потребности при отдельных видах заболеваний (гемофилия, диабет и пр.), налаживание адресной помощи пациентам, а также отработка во всех субъектах РФ системы управления товарными запасами.
Учитывая вышеизложенное, Росздравнадзор совместно с ФСТ России считают целесообразным:
1. Ввести раздельный учет расходов.
Во всех фармацевтических и аптечных организациях, участвующих в программе ДЛО, для определения объективной величины затрат, связанных с реализацией программы по ДЛО, целесообразно вести раздельный учет затрат. При этом следует относить к расходам на реализацию ЛС в системе ДЛО только те затраты, которые непосредственно связаны с этой деятельностью.
2. Ввести повышающий коэффициент к торговой надбавке на наркотические ЛС.
На основании данных, полученных от ряда субъектов РФ, было установлено, что размеры торговых надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических ЛС. Росздравнадзор и ФСТ России в соответствии с предложениями органов исполнительной власти субъектов РФ пересмотрят величину торговой надбавки на данную группу медикаментов, реализуемых по программе ДЛО. Изменение величины торговых надбавок будет осуществлено по аптечным учреждениям, занятым в отпуске населению наркотических ЛС, в зависимости от доли отпуска указанной группы медикаментов в общем обороте льготных лекарственных средств.
3. Усовершенствовать порядок распределения торговой надбавки между участниками системы ДЛО.
По мнению Росздравнадзора и ФСТ России, решение о распределении торговой надбавки между участниками программы по ДЛО, должно приниматься коллегиально с участием всех заинтересованных сторон и должно быть зафиксировано в договорных отношениях.
При возникновении разногласий между участниками программы по ДЛО о распределении торговой надбавки целесообразно учитывать мнение администраций субъектов РФ и принимать решение по урегулированию разногласий с учетом оценки финансовой нагрузки каждого участника программы по ДЛО (финансирование приобретения лекарственных средств, транспортные и складские расходы, коммерческие риски и т.д.).4. Рекомендации по формированию цен производителей на ЛС по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России считают, что формирование цен производителей на лекарственные средства по ДЛО производитель должен осуществлять путем прямого счета по статьям калькуляций, исходя из экономически обоснованных затрат. В зависимости от соотношения в структуре цен стоимости собственных работ, сырья, материалов и покупных изделий, необходимости в инвестициях в основные и оборотные средства, потребности в финансировании для погашения кредитов, займов и процентов по ним при формировании цен производителей на ЛС по ДЛО может применяться норматив рентабельности не превышающий 25%.
Исходя из вышеуказанных принципов, Росздравнадзор и ФСТ России переработают формы, представляемые производителями для регистрации цен на лекарственные средства по ДЛО.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Р.У. Хабриев
07.10.2005 г. №01И-552/05
Руководитель Федеральной службы по тарифам С.Г. Новиков
06.10.2005 г. №СН-5930/7
Ваш комментарий