Три сегмента российского фармрынка
Рынок лекарственных средств России по различным оценкам экспертов составляет от 3 до 5 миллиардов долларов. Причем ежегодно этот рынок будет расти на 7 - 9 процентов и к 2008 году может достичь 4,3 миллиарда долларов.
Такой прогноз сделан специалистами на основе усредненных макроэкономических показателей в ценах 2003 года. Причем, как отметили эксперты, лидерами российского рынка лекарственных средств являются зарубежные компании.
Что же касается российской фармацевтики, то ее перспективы далеко не радужные. Дело в том, что отсутствие регулирования и стратегии в рыночных отношениях, к тому же разрозненность фармацевтических предприятий привели к технологическому отставанию отечественной фармацевтической промышленности.
Планируемый к 2005 году переход отечественных предприятий на стандарты GMP потребует немалых затрат отечественных производителей.
Эксперты подсчитали, что для введения таких стандартов каждому из производителей понадобится около 18 миллионов долларов и именно это может стать причиной закрытия многих предприятий. Немало хлопот несет и присоединение к ВТО. Иностранные производители лекарственных средств предъявляют достаточно жесткие условия.
Сегодня на российском рынке лекарственных средств работают около 820 производителей,
Надо отметить, что в целом общий объем импорта в Российскую Федерацию в 2003 году составил 2122 миллиона долларов, что на 36,2 процента больше, чем в 2002 году.
Условно в структуре отечественного рынка лекарственных средств можно выделить три группы.
К первой относятся оригинальные медицинские препараты, причем по стоимости этот сегмент занимает существенную долю фармрынка, в то же время по физическим объемам - очень малую. Такое производство составляет 20 процентов.
Ко второй, более значительной группе, относятся дженерики, то есть воспроизведенные препараты. Пожалуй, именно здесь наблюдается острая конкуренция отечественных лекарств с зачастую более дешевыми аналогами, импортируемыми из азиатских стран. Однако российские производители продолжают выпускать дженерики и намерены делать на их базе свои разработки. По мнению аналитиков, рынок дженериков и комбинированных препаратов в первом полугодии 2004 года занимает 77 процентов рынка лекарственных средств. Во втором полугодии 2003 года доля дженериков на российском рынке лекарств составляла 79 процентов. Данный сегмент самый перспективный.
Третья группа весьма незначительная по стоимости, но масштабна по объему. Сюда относятся стандартные лекарства типа настойки боярышника и кальцекса. Такие препараты выпускаются в больших количествах, за счет чего и живет этот рынок. Однако по прогнозам Минэкономразвития, будущего у этой группы лекарственных средств нет.
Ваш комментарий