Экспорт выручает фармацевтов
В первом полугодии российский рынок лекарств вырос на 13% до $1,5 млрд, а объем российского производства — на 25%. Некоторые игроки считают, что это начало процесса роста доли отечественных лекарств на рынке. Сейчас доля российских препаратов составляет 30%.
В первом полугодии 2004 г. объем российского фармацевтического рынка в денежном выражении вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%, до $1,5 млрд. Чистый рост составил почти $170 млн. Эти данные рассчитывались по объемам ввезенной и произведенной продукции за исключением экспорта.
Экспорт же вырос больше всего — на 37%. За январь — июнь 2004 г. российские фармпроизводители продали за рубеж лекарств на сумму порядка $80 млн против $60 млн за тот же период в прошлом году. Однако аналитики не видят в этом прорыва. Они считают, что последние два года экспорт растет на 30-35% в год. И в общем объеме производства занимает те же 12%. Просто российские производители меняют свой ассортимент в сторону дженериков — аналогов зарубежных препаратов. Так как они дороже — растет и денежное выражение экспорта. Хотя до сих пор существенную долю вывозимых препаратов составляет традиционная продукция.
Объем производства лекарств вырос на 26%, до $560 млн против $475 млн в прошлом году. Импорт же вопреки общей тенденции вырос на 7%, до $970 млн.
Мнения участников рынка об итогах полугодия разделились. “Увеличение российского производства можно считать началом тенденции по сокращению импортных препаратов на российском рынке”, — считает гендиректор компании “Отечественные лекарства” Владимир Нестерук. “Значительно увеличили и производство, и продажи практически все российские производители — и "Нижфарм", и "Фармстандарт", и "Акрихин", и "Верофарм", и мы”, — поясняет он.
“Рост объемов российского производства вовсе не означает, что соотношение российской и импортной продукции, составляющее сейчас 70/30, как-то изменится, — не согласен с коллегой генеральный директор компании "Верофарм" Антон Парканский. — Просто многие российские производители выпустили фармпродукцию и отправили ее на склад, т. е. реально она еще не продана”. По словам Парканского, объем производства “Верофарма” в первом полугодии 2004 г. вырос на 30%, а продажи — на 20%. “Но этот рост произошло за счет того, что мы сразу выпустили трехмесячный запас некоторых препаратов”, — говорит он.
Директор по связям с общественностью крупной дистрибьюторской компании — “ЦВ Протек” Андрей Ларичев также с сомнением относится к теории Нестерука из “Отечественных лекарств”: “Для того чтобы как-то изменить соотношение между российской и импортной продукцией, нужно, чтобы наши производители начали выпускать собственные лекарственные препараты, а не дженерики”.
Ваш комментарий