Аптеки попались в сети
В России исчезают государственные аптеки и льготные лекарства. В частности, потому, что государство не справляется с управлением «подопечными» ему бюджетными аптеками.
Оно вынуждено объединять госаптеки в унитарные предприятия. В результате, цены на лекарства в бывших дешевых муниципальных аптеках либо повышаются, либо фармпредприятия переходят к частным компаниям.
А частникам в свою очередь не выгодно решать социальные вопросы, отпускать, к примеру, убыточные льготные лекарства или содержать низкорентабельные отделы по производству лекарственных средств.
Консолидация в аптечном бизнесе заставляет региональных чиновников совершать ответные действия. Чтобы противостоять укрупняющимся частным конкурентам, власти российских регионов объединяют муниципальные аптечные предприятия в единые сети.
Так, на днях власти еще одного крупного российского региона заявили о создании единого фармпредприятия. На сей раз напор частных конкурентов не выдержали муниципальные аптеки Нижегородской области, которые и объединились в одно пока еще государственное предприятие – «Нижегородская областная формация», куда вошли 82 городских и областных аптеки, два отдела готовых лекарственных форм, 26 аптечных пунктов и девять аптечных киосков.
Областное правительство зарегистрировало НОФ в июле этого года. По словам начальника фармацевтического управления областного Министерства здравоохранения Татьяны Калининой, «новое предприятие станет крупнейшей сетью в Нижегородской области», и это облегчит бюджетным аптекам конкуренцию с коммерческими аптечными сетями. Ведь до сих пор нижегородские госаптеки были на треть убыточными.
Однако, конкуренты пророчат местному правительству трудности с управлением своим новым детищем, и в итоге часть активов фармпредприятий может быть продана в частные руки.
Похожую судьбу пророчат и петербургским муниципальным аптекам, которые весной этого года объединились в четыре Государственных унитарных предприятия (ГУП).
Администрация Петербурга не скрывает, что намерена привлечь инвестиции в аптечные предприятия за счет продажи части акций новых предприятий.
Консолидация ожидает муниципальные аптеки в Волгограде, Омске, Красноярском крае.
Не отстает и Москва. Еще весной столичный мэр дал задание Департаменту здравоохранения подготовить проект реорганизации муниципальных аптек путем их объединения в единое ГУП.
Зачем же аптекам сети? До сих пор главной причиной таких объединений называлась убыточность государственных аптек, которые из-за этого вынуждены закрываться. Объединение государственных аптек в унитарные предприятия по заверениям чиновников способно залечить самые больные раны: недофинансирование и нерентабельность,
"Конечно, сеть может выиграть при организации единой ассортиментной политики, логистической схемы, сократить некоторые штатные единицы, увеличить оборот и получить за счет этого скидки у оптовиков, - прокомментировали ситуацию в Ассоциации международных фармацевтических производителей. - А для этого, как минимум должна быть единая информационная среда, то есть компьютерная сеть с набором программ, специальная подготовка кадров. Сам процесс объединения уже довольно затратный. Ведь технологии сетевой торговли большим количеством предприятий, удаленных друг от друга, требуют привлечения серьезных финансовых и кадровых ресурсов. Плюс к тому - срок эффективного объединения не может быть менее трех лет. До той поры убытки у разрозненных и разориентированных по ассортименту аптек, объединенных в одну компанию, будут только расти. Вряд ли с этим станут мириться региональные бюджеты».
В такой ситуации, по словам специалистов, выбор у чиновников не велик: либо задрать цены на лекарства, либо продавать активы своих аптечных ГУПов частным компаниям. О чем в мае этого года и открыто заявили власти Пермской области.
Пермские градоначальники объединили в МУП «Пермские аптеки» 50 муниципальных аптек, 19 аптечных пунктов и 30 аптечных киосков. Но «оптимизировать финансовые потоки» у них не получилось, и «Пермские аптеки» превратились в непермские, перекочевав в собственность коммерческой компании.
До пермских градоначальников от убыточного аптечного «баласта» пытались избавиться и власти Москвы, в которой около половины госаптек работают в убыток.
В начале прошлого года столичные градоначальники пытались избавиться от 76 убыточных городских аптек, выставив их на продажу. Но нового хозяина у аптек не нашлось - потенциальных покупателей отпугнули условия продажи. И хотя официально чиновники не комментируют возможность дальнейшей перепродажи сетевых госаптек, мотивируя консолидацию лишь интересами потребителей и желанием повысить «эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения», у участников рынка нет сомнений, что в основе объединения – коммерческие интересы.
«Наиболее вероятной целью объединения муниципальных аптек является их предпродажная подготовка, - считают в Национальной дистрибьютоской компании. – В число государственных аптек входят как прибыльные, так и нерентабельные. Конечно, частные компании хотят купить прибыльный бизнес, а нерентабельный оставить государству. Объединяя аптеки, чиновники гарантируют себе продажу и нерентабельных предприятий».
По оценкам специалистов, сегодня в России 41% аптек входит в различные аптечные объединения. При этом 65% аптечных объединений представляют частную форму собственности. И не было бы ничего страшного в перевоплощении государственных аптек в частные, если бы они при этом не теряли свою социальную ориентацию.
«Проявившаяся тенденция к объединению муниципальных аптек с возможной целью дальнейшей продажи – факт рыночно обоснованный, поскольку развитие бизнеса государственной аптеки крайне затруднено в связи с низким финансированием (хотя в той же Москве показатель объемов продаж муниципальных аптек выше, чем в частном секторе), - говорит корреспонденту «РК» Айдар Ишмухаметов, председатель Совета директоров Группы компаний «Ремедиум». - Тем не менее, при существующей законодательной базе нельзя оценивать процесс приобретения аптек как безусловно позитивный в социальном аспекте. Частные аптеки не позволяют на сегодняшний день решить вопрос льготного отпуска лекарственных средств, не содержат низкорентабельные производственные отделы, а также не имеют права отпускать препараты, содержащие наркотические вещества».
Ваш комментарий