“Ригла” занялась франчайзингом
В борьбе за лидерство на розничном рынке лекарственных препаратов крупные ритейлоры открывают все большее количество аптек, покупая своих конкурентов или самостоятельные аптеки.
Однако один из крупнейших игроков — компания “Ригла” решила пойти иным путем: развить программу франчайзинга. По мнению аналитиков и конкурентов, для фармрынка это весьма рискованный шаг.
Первая аптека “Ригла” была открыта в 2001 г. На сегодняшний день ООО “Ригла” – одна из крупнейших сетей, насчитывающая 70 аптек в Москве и Московской области и около 40 аптек – в регионах. Всю фармацевтическую продукцию компания закупает у крупнейшего дистрибьютора лекарственных препаратов ЗАО “ЦВ Протек”. Оборот компании не разглашается.
Как сообщил “Ведомостям” генеральный директор ООО “Ригла” Александр Филиппов, в ближайшее время будут открыты две франчайзинговые аптеки — в Санкт-Петербурге и подмосковной Электростали. Менеджер уверен, что развитие франчайзинга позволит повысить узнаваемость торговой марки “Ригла” и позитивно отразится на развитии бизнеса. “Это быстрее, чем открывать новые аптеки или покупать уже существующие”, — говорит Филиппов.
В Электростали партнером “Риглы” станет местная компания “Феола 2000”, объединяющая четыре аптеки, в Питере — компания “Мирта”, до этого работавшая только на оптовом фармрынке.
“Первая аптека под вывеской "Ригла" будет открыта уже в понедельник”,
Менеджер по франчайзингу “Риглы” Фаина Макеева сказала, что площадь торгового зала новой аптеки должна быть не меньше 65 кв. м, общая — не менее 100 кв. м. Пока, по словам Макеевой, “Ригла” не будет взимать с партнеров первоначальный взнос, ограничившись ежемесячным роялти, сумма которого не разглашается. “Оформление одной аптеки [в фирменном стиле] обходится примерно в $30 000”, — уточнила Макеева.
Но, как сообщил “Ведомостям” источник, знакомый с деталями договора, ежемесячно франчайзи будет платить “Ригле” примерно $1000.
Эксперты и участники рынка скептически отнеслись к идее “Риглы”. По мнению аналитика инвестиционной компании “Атон” Алексея Языкова, франчайзинг на фармрынке — рискованный шаг. “Компании будет очень сложно контролировать своих франчайзи, и у потребителя, хоть один раз купившего просроченный препарат, подорвется доверие к марке в целом”, — рассуждает Языков.
“Особенно опасно развивать франчайзинг в регионах, так как из-за более низкой покупательской способности населения владельцы аптек могут покупать более дешевые товары. С этим уже столкнулись многие продовольственные сети”, — согласен с ним Владислав Кочетов, консультант компании “Магазин готового бизнеса”.
Андрей Сливченко, директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами сети “Аптеки 36,6”, также считает, что основная проблема франчайзинга — контроль над своими партнерами.
“Для нас франчайзинг не является приоритетом развития бизнеса в настоящее время. В нашем бизнесе необходимо предъявлять жесткие требования к качеству сервиса и продукции, которым не всегда могут соответствовать держатели франшизы”, — заявил он.
Ваш комментарий