Аптечные сети растут быстрее рынка
Оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 50% в год. Крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев.
В первом полугодии совокупный оборот российских аптек вырос на 15%, а вот продажи сетевых фармацевтических ритейлоров увеличились больше чем в полтора раза.
В Top 10 российских аптечных сетей по обороту входят “Аптеки 36,6” (Москва), “Фармакор” (Санкт-Петербург), “Имплозия” (Самара), “Вита” (Самара), “Ригла” (Москва), “Натур Продукт” (Санкт-Петербург), “Первая помощь” (Санкт-Петербург), “Доктор Столетов” (Москва), “Союзфарма” (Москва) и “ИнтерКэр” (Москва).
В Top 10 сейчас входят сети, включающие от 65 до 250 аптек и аптечных пунктов. На десятку лидеров приходится около 10% всего розничного рынка фармпрепаратов, общий объем которого по итогам первого полугодия 2004 г. оценивается в $2 млрд.
Сеть “Доктор Столетов” увеличила товарооборот за январь — июнь 2004 г. по сравнению с первым полугодием 2003 г. на 72%. “Рост был достигнут за счет активного расширения аптечной сети — со 170 до 250”, — говорит финансовый директор компании Олег Шелковников.
Такие же темпы роста показывает и самарская сеть “Вита” (70%).
Чуть более сдержанный рост показала в обнародованном на днях отчете лидер сетевого фармацевтического ритейла — сеть “Аптеки 36,6”. По сравнению с прошлым годом она увеличила продажи на 58%.
То, что аптечные сети растут быстрее рынка, — естественный процесс, считает аналитик “Атона” Алексей Языков. “Потребители отдают предпочтение брэндированным аптекам, и дальше сети будут расти еще быстрее — через пять лет совокупная доля сетей на рынке будет более 50%”, — считает Языков.
Однако старший аналитик финансовой корпорации “УралСиб” Марат Ибрагимов уверен, что места на розничном рынке хватит всем: “Темпы роста фармацевтического ритейла пока намного меньше, чем в продовольственной рознице, и если сейчас десятка основных аптечных сетей контролирует 10% розничного рынка, то уже через год-полтора совокупная доля этих основных сетей будет как минимум вдвое больше”.
В первую очередь, как утверждают эксперты, развитие сетей будет происходить за счет экспансии компаний в регионы. Уже сейчас этому есть несколько примеров: питерская сеть “Натур Продукт” приобрела московскую “Народную аптеку” и омскую “Мадлену”, “Доктор Столетов” купил сеть “Доктор W”, работающую на юге страны, в прошлом году “Ригла” купила ростовскую сеть “Будь здоров”.
Впрочем, уже сейчас, по мнению Языкова, мелкие сети предпочитают развиваться самостоятельно, а не продаваться более крупным конкурентам.
Ваш комментарий