Анализ аптечных продаж антигистаминных препаратов
Светлана ГОРЕЛОВА, RMBC
По данным "Розничного аудита ГЛС в РФ™", проводимого компанией RMBC, объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 45 млн. долл. в оптовых ценах(1) . По сравнению с 2002 г., продажи данной группы увеличились на 18%, что соответствует темпам роста аптечного рынка в целом.
Объем госпитального сектора ("Госпитальный аудит", RMBC) антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 7,5 млн. долл. в закупочных ценах и составил всего 14.2% от общего рынка антигистаминных препаратов. Далее более подробно будут рассмотрены только аптечные продажи группы.
Средняя розничная наценка на антигистаминные препараты в 2003 г. составила 28,3%, что на 1,2 п.п. выше, чем за соответствующий период 2002 г. и на 1,1 п.п. выше средней наценки по всему аптечному рынку в 2003 году. Доля антигистаминных препаратов от общего объема аптечных продаж ЛС, по сравнению с 2002 г., не изменилась и составила 1,7%. В натуральном выражении объем аптечных продаж антигистаминных препаратов в 2003 г. составил 53 млн. упаковок.
Регистрация
Согласно "Государственному реестру ЛС" на территории РФ действует регистрация 85(2) торговых наименований антигистаминных препаратов, производителей из 26 стран. Наибольшее количество препаратов зарегистрировано российскими фирмами - 38 торговых марок (4 из них производятся также и за рубежом). В 2003 г. в аптечных продажах присутствовал 61 препарат.
В течение года было произведено 7 регистраций новых торговых наименований антигистаминных препаратов (табл. 1). Регистрационную активность в сегменте проявляют, в основном, отечественные производители. Стоит отметить, что в 2001 и 2002 гг. производители отдавали предпочтения сегменту лоратадина, тогда как в 2003 году было зарегистрировано всего 2 торговых наименования этого МНН.
Лидером по объемам аптечных продаж уже несколько лет подряд остается Супрастин (табл. 2). Объем аптечных продаж Супрастина увеличился на 14%, а доля в сегменте упала на 1 п.п. Также сократились доли в сегменте у Кларитина, Тавегила и Диазолина (на 4%, 18% и 11% соответственно). Два антигистаминных препарата первого поколения - Димедрол и Кетотифен, занимавшие в 2002 г. 6-е и 8-е места, снизили объемы аптечных продаж и в 2003 г. выбыли из "десятки". Остальные препараты-лидеры, по сравнению с 2002 г, напротив, увеличили объемы своих аптечных продаж и доли в сегменте. Наибольший рост продаж в "десятке" отмечен у препарата последнего поколения Эриус (Schering-Plough). Его аптечные продажи за анализируемый период увеличились в 2,4 раза, а доля в группе - в 2 раза. Также выросли продажи Пипольфена (на 57%). Стоит отметить, что кумулятивная доля "десятки" снизилась на 5 п.п. за год и в 2003 г. составила 81,7%.
Производители
Структура "десятки" лидеров производителей антигистаминных препаратов в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом не изменилась, за исключением 10 места (табл. 3)). Компания Lek d.d., представляющая на Российском рынке один антигистаминный препарат Ломилан, в 2002 г. занимала 21 позицию по объемам аптечных продаж в группе. Год спустя продажи Ломилана возросли более чем в 9 раз, и это позволило компании Lek d.d. занять 10 место в группе. В отличие от торговых наименований, суммарная доля "десятки" производителей увеличилась за рассматриваемый период на 2,4 п.п. и в 2003 г. составила 82% от общего объема аптечных продаж антигистаминных препаратов.
За 2003 г. в сегменте антигистаминных препаратов появился один новый производитель - Скопинский фармацевтический завод.
Выводы
Аптечные продажи антигистаминных препаратов в 2003 г. составили 45 млн. долл. в оптовых ценах. Сегмент достаточно стабилен. В нем по-прежнему лидирует препарат первого поколения - Супрастин. Растут продажи Пипольфена и Фенкарола, также являющихся препаратами первого поколения. Однако аптечные продажи препаратов последних поколений растут более быстрыми темпами. Наибольшего увеличения объемов аптечных продаж в "десятке" в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом достиг новый препарат Эриус. Концентрация в сегменте по торговым наименованиям в последние годы имеет тенденцию к снижению. А среди производителей, наоборот: на "тройку" лидеров приходится почти 60% сегмента в денежном выражении.
Таблица 1Регистрация новых торговых наименований антигистаминных препаратов в 2003 г. (исключая перерегистрации)
Торговое наименование |
МНН |
Производитель |
Страна |
Димедрол-Рос | Дифенгидрамин | Росмедпрепараты | Россия |
Димедрол-УВИ | Дифенгидрамин | Уфавита | Россия |
Клаллергин | Лоратадин | Оболенское - фармацевтическое предприятие | Россия |
Кларфаст | Cadila | Cadila | Индия |
Пипользин | Прометазин | Брынцалов-А | Россия |
Субрестин | Хлоропирамин | Брынцалов-А | Россия |
Супрамин | Хлоропирамин | Щелковский витаминный завод | Россия |
Таблица 2
Десять ведущих торговых наименований антигистаминных препаратов в 2003 г.
Место |
Торговое наименование |
Доля в общем объеме аптечных продаж антигистаминных препаратов, % | ||
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. | |
1 |
1 | Супрастин | 26,8 | 27,8 |
2 |
2 | Кларитин | 13,7 | 14,3 |
3 |
3 | Тавегил | 9,6 | 11,7 |
4 |
4 | Диазолин | 9,0 | 10,2 |
5 |
5 | Телфаст | 5,5 | 5,4 |
6 |
9 | Пипольфен | 4,2 | 3,2 |
7 |
7 | Фенкарол | 3,7 | 3,7 |
8 |
10 | Зиртек | 3,3 | 2,9 |
9 |
11 | Кларотадин | 3,1 | 2,8 |
10 |
13 | Эриус | 2,8 | 1,4 |
Таблица 3
Десять ведущих производителей антигистаминных препаратов в 2003 г.
Место |
Производитель |
Доля в общем объеме аптечных продаж антигистаминных препаратов, % | ||
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. | |
1 |
1 | Egis Pharmaceuticals Ltd. | 31,6 | 31,7 |
2 |
2 | Schering-Plough | 16,5 | 15,7 |
3 |
3 | Novartis | 10,9 | 10,4 |
4 |
4 | Aventis | 5,5 | 5,4 |
5 |
5 | Акрихин | 3,8 | 3,8 |
6 |
6 | Олайнфарм Олайнский ХФЗ | 3,5 | 3,2 |
7 |
7 | Pliva | 3,3 | 2,9 |
8 |
8 | Фармак | 2,6 | 2,7 |
9 |
9 | Nycomed | 2,2 | 2,1 |
10 |
21 | Lek d.d. | 2,1 | 0,3 |
Источник: "Розничный аудит ГЛС в РФ"™, RMBC
1 - Здесь и далее в расчетах использовались оптовые цены в долл. США с учетом НДС
2 - Без учета производителей, лекарственной формы и формы выпуска. С учетом различных производителей зарегистрировано 196 торговых наименований.
Ваш комментарий