По оценке экспертов, около 7% лекарств продается с помощью аутсорсинговых компаний, и их доля на рынке стабильно растет
Такое явление, как аутсорсинг, появилось на российском фармацевтическом рынке всего несколько лет назад, когда после кризиса 1998 года некоторые иностранные компании закрыли свои представительства в России. Сейчас, по оценке экспертов, около 7% лекарств продается с помощью аутсорсинговых компаний, и их доля на рынке стабильно растет.
Первым аутсорсером на российском фармацевтическом рынке стала компания "Оникс". Когда в 2000 году немецкий концерн Bayer практически свернул свою деятельность в России и закрыл фармацевтическое представительство, весь бизнес по фармацевтическим препаратам и бытовой химии был передан компании "Оникс", которую создали несколько бывших сотрудников российского офиса Bayer. В конце 2000 года "Оникс" заключил договор аутсорсинга с датской компанией Leo Pharmaceutical (сейчас она называется Leo Pharma International). В прошлом году клиентом "Оникса" стал производитель лечебной косметики немецкая компания Sebapharma. "Аутсорсинг оптимален в тех случаях, когда компания хочет обозначить свое присутствие на рынке, но при этом не хочет нести серьезные риски",– полагает генеральный директор "Оникса" Елена Шмидт. Дальнейшее развитие "Оникс" планирует не только на фармрынке, но и на рынке потребительских товаров.
Компания "Оникс" – пример классического аутсорсинга полного цикла. Компания обеспечивает своим клиентам полный спектр услуг: поиск контрагентов, логистику, организацию продаж, маркетинг, рекламу, продвижение, юридическую поддержку.
"Оникс" не единственная компания, выполняющая аутсорсинг полного цикла. Например, датская фармкомпания Nycomed в 2001 году заключила договор с международным фармацевтическим гигантом Merck о представлении его препаратов на рынках России и стран СНГ. Сейчас, по данным ЦМИ "Фармэксперт", доля препаратов Merck в объемах продаж Nycomed составляет около 20% (в прошлом году общий объем продаж Nycomed составил $72,3 млн в ценах оптовиков). В отличие от "Оникса", Nycomed не получает процента с оборота, а покупает препараты своего поставщика. При этом расходы на их продвижение Nycomed несет самостоятельно, в то время как "Оникс" расходует на маркетинг средства Bayer.
Однако, по мнению экспертов, понятие аутсорсинга на фармацевтическом рынке нужно рассматривать шире. Например, российский производитель "Фармфирма 'Сотекс'" занимается упаковкой, продвижением и продажей препаратов компаний Lek. Клиентами государственного предприятия "Вектор-Фарм" являются словенские Lek, KRKA, английская компания Norton. "'Сотекс' и 'Вектор-Фарм' вполне можно отнести к аутсорсерам,– считает исполнительный директор ЦМИ 'Фармэксперт' Николай Демидов.– В отличие от компаний, которые работают в сфере контрактного производства, они занимаются не только упаковкой, но и маркетингом препаратов своих партнеров. Таким образом, если доля 'Оникс' и Nycomed составляет около 1% рынка, то с учетом таких компаний, как 'Сотекс' и 'Вектор-Фарм' – а их около двух десятков,– доля аутсорсеров достигает около 7% российского рынка лекарств". И, учитывая динамику развития их бизнеса, она, вероятно, будет возрастать.
Екатерина Любавина, "Лечение рыночных рисков", приложение к газете "Коммерсантъ" № 88 (2927) от 19.05.2004
Ваш комментарий