ICN: закрыть или продать?
Результаты работы российских производителей фармацевтической продукции в 2003 году, опубликованные компанией RMBC, показывают, что отечественные компании продолжают уступать рынок иностранцам, несмотря на увеличение объемов производства.
Впрочем, представленные данные обозначили интересный момент: компания ICN, которая является лидером среди российских компаний, активно наращивала производство продукции в течение прошлого года, несмотря на отставание темпов продаж.
Судя по всему, новые собственники ICN готовятся к ее перепродаже или закрытию отдельных предприятий, не соответствующих мировым стандартам.
Российская ICN, ранее входившая в американскую компанию ICN Pharmaceuticals, в прошлом году произвела продукции на 115,2 млн долл. и даже потеснила в рейтинге отечественных производителей другой российский холдинг, занимавший первую строчку в прошлом году, – «Отечественные лекарства», который выпустил лекарственных средств на 104,7 млн долл.
С существенным отставанием от лидеров следуют компании «Верофарм» (55,4 млн долл.), «Нижфарм» (53,2 млн долл.), сильно сдал позиции Владимир Брынцалов, одноименная компания которого («Брынцалов-А») переместилась с третьего места в 2002 г. на пятое место в прошлом с объемом производства 48,6 млн долл.
Таким образом, темпы прироста лидера отрасли составили 38% по отношению к прошлому году. Вместе с тем, по данным Remedium, аптечные продажи компании росли более скромными темпами – всего лишь на 8%, достигнув 72,3 млн долл.
«Если в 2002 г. ICN занимала 6-е место в рейтинге аптечных продаж, то по итогам 2003 г. она опустилась на 11-е место. Аналогичные тенденции наблюдаются с «Акрихином», который в 2002 г. входил в двадцатку лидеров аптечных продаж, а в 2003 г. в нее уже не попал», – прокомментировала RBC daily координатор департамента маркетинга RMBC Виктория Соколова.
В то же время другие холдинги, наоборот, наращивают объемы аптечных продаж – например, «Нижфарм» увеличил продажи на 41% по сравнению с 2002 годом.
Не исключено, что все это свидетельствует об ослаблении рыночных позиций ICN после смены собственника в 2003 г.
Напомним,
В результате этих изменений, как отмечают участники рынка, из отдела продаж компании ушли многие менеджеры, что дестабилизировало продажи.
Как предположил один из участников рынка, ICN может наращивать производство на каком-то из предприятий или даже на нескольких, чтобы создать запас продукции, а предприятия закрыть или продать.
В пользу этой версии говорят два факта – с одной стороны, в следующем году у собственников ICN возникнут серьезные проблемы с дистрибуцией через свою сеть аптек (а это может составлять до 15% продаж холдинга), с другой стороны – в последнее время компания уступала конкурентам по ассортименту продукции, что усугубится введением в России с 2005 года обязательных стандартов GMP (надлежащей производственной практики), которым сегоднясоответствуют лишь отдельные производственные линии.
Потенциальные трудности с дистрибуцией связаны с тем, что, согласно условиям сделки, Millhouse Capital в течение года должна сменить раскрученный бренд ICN и заменить его на собственный.
Будет ли это бренд «Чудо-доктор», под которым продвигаются старые аптеки Millhouse Capital, или какой-то другой – пока не ясно. До сих пор компания не озвучила никаких планов в отношении фармацевтических активов. А сегодня в секретариате компании затруднились сказать, занимается ли у них вообще кто-либо фармацевтической отраслью.
В любом случае смена бренда аптечной сети потребует огромных затрат на рекламу. Прежние аптеки под вывеской «Чудо-доктор» продвигались только на московском рынке, и то довольно скромно.
Как полагают участники рынка, Millhouse придется отказаться от части сети ICN – скорее всего, не менее трети аптек будут проданы «в розницу», а остальные либо образуют ядро новой аптечной сети Millhouse, либо будут проданы оптом.
Второй момент – ассортиментный проигрыш становится все более заметным даже среди российских производителей. «От ICN уже давно ждут какой-то новой стратегии, так как их ассортимент устарел, за последнее время они не вывели новых продуктов», – отмечает Виктория Соколова.
Разработка новых продуктов занимает длительное время, является дорогим удовольствием и вряд ли входит в планы Millhouse, известной своими краткосрочными вложениями.
Кроме того, нужно учитывать, что со следующего года в России вводятся стандарты GMP, что означает необходимость огромных вложений в реконструкцию производств или строительство новых линий.
В этих условиях нынешний собственник явно заинтересован в закрытии ряда предприятий к концу года и в перепродаже наиболее ликвидных активов другим российским холдингам.
Ваш комментарий