Ведомости: интервью с генеральным директором ОАО "Аптечная сеть 36,6" А. Бектемировым
Мода на развитие розничных фармацевтических сетей началась в прошлом году. Аналитики прогнозируют, что в этом году эта тенденция только усилится: через аптеки, не объединенные в сети, в России продается около 70% всех лекарств, при том что массовый потребитель уже дозрел до сетевого формата.
По объему продаж "Аптечная сеть 36,6" - самый крупный игрок в аптечной рознице, а ее производственное подразделение в прошлом году заняло третье место среди российских компаний. Год назад эта компания первой среди фармацевтов решилась на публичное размещение своих акций. О том, как себя чувствует компания через год после IPO, а также о перспективах отечественного фармрынка рассказывает генеральный директор и совладелец ОАО "Аптечная сеть 36,6" Артем Бектемиров.
- Расскажите немного об истории компании.
- В 1991 г. мы с Сергеем Кривошеевым основали компанию "Время" и с тех пор занимаемся предпринимательством. В декабре 1991 г. мы занялись продажей оргтехники, в основном в московские больницы. Система госпоставок развалилась, и больницам не хватало самых элементарных вещей. Мы привезли аспирин британского происхождения, здесь его продали в больших количествах и постепенно перешли на импорт лекарств. Потом мы стали покупать нефасованую продукцию, заказывали фасовку на российских заводах и продавали уже упаковки. У нас было что-то вроде совместного предприятия с "Мосхимфармпрепаратами" - мы доставали для них субстанции, а они делали лекарства, антибиотики. Так мы познакомились с ситуацией на российских фармзаводах, а в 1993 - 1995 гг. приняли участие в приватизации.
- Каким было ваше первое приобретение?
- Воронежский химфармзавод мы приобрели в 1994 г. на инвестиционном конкурсе. Аналогичным образом был куплен и завод в Белгороде в 1995 г.
- Все ли ваши производства сертифицированы по стандарту Good Manufacturing Practice (GMP)?
- Полностью сертифицирован только завод в Белгороде. В Воронеже завод производит практически исключительно пластыри, а в России стандарта, аналогичного GMP, для пластырей не существует. Третья наша площадка в г. Покрове Владимирской области - "Лэнс-фарма" - выпускает онкологические препараты. Мы вложили в реконструкцию предприятия и систему контроля качества около $1 млн. Оно не сертифицировано по GMP, но при необходимости мы можем быстро это сделать.
- Насколько реален, с вашей точки зрения, тотальный перевод российской фармацевтической промышленности на стандарт GMP в 2005 г. ?
- Для нас тут проблемы нет, но другие российские предприятия могут столкнуться с серьезными трудностями. Совершенно непонятно, откуда взять на это средства. Нам создание цеха, [сертифицированного] по GMP, в Белгороде стоило порядка $10 млн. Возможно, с учетом высокой стоимости этого процесса есть смысл разбить переход на GMP на какие-то фазы и вводить стандарт постепенно.
- Начнут ли в России производиться оригинальные препараты или мы останемся "страной дженериков"?
- В ближайшее время вряд ли. В Индии есть заводы, сертифицированные американской FDA (Federal Drug Administration) , которые производят оригинальные препараты по заказам международных компаний. Но это отдельный рынок, отдельный бизнес. В России просто нет в этом нужды - производство дженериков дает сейчас достаточную маржу. Но если государство возьмет на себя финансирование научно-исследовательских работ по созданию новых препаратов, то у России появится возможность наладить разработку и производство собственных лекарств.
- Вы неоднократно заявляли, что стратегическим направлением развития вашей компании является создание розничной сети. Нет ли у вас планов продать производство?
- Наша стратегическая цель - создание общенациональной розничной сети по торговле товарами для красоты и здоровья. Консолидированный объем продаж ОАО "Аптечная сеть 36,6" в 2003 г. , по предварительным данным, превысил $140 млн, в том числе свыше $75 млн - через розничную сеть. Мы намерены и далее развивать сеть как за счет открытия новых аптек "36,6", так и путем покупки уже существующих аптечных сетей. В то же время объемы нашего производства растут на 20 - 25% в год и приносят хорошую прибыль. Мы выпускаем свыше 250 наименований медикаментов, и на данном этапе планируем сохранить производственные мощности. В будущем мы рассматриваем инвестиции в производство для поддержки программы выпуска товаров под брэндом "36,6".
- Каково финансовое состояние ОАО "Аптечная сеть 36,6"?
- В годовой финансовой отчетности неприятных сюрпризов не будет. Хотя мы работаем в напряженном финансовом графике. Стараемся двигаться максимально быстро по всем направлениям. Помимо количественного роста мы активно вкладываем деньги в качественный рост, в частности вводим новую систему управления товаром - управление по категориям.
- Что это такое?
- Это система эффективного управления категориями товара с точки зрения потребителей. За каждые три-четыре категории товара отвечает управляющий товарной, который занимается всем движением товара в системе - планированием ассортимента,
- Насколько увеличивается отдача после внедрения такой системы?
- В некоторых аптеках мы уже начали внедрение этой системы, и, по предварительным результатам, считаем реальной задачей достичь 10% -ного прироста оборота.
- Вы не планируете привлекать для развития дополнительные средства на финансовом рынке?
- Мы думаем о выпуске облигаций. О дополнительных эмиссиях акций пока речи не идет.
- С момента вашего выхода на биржу прошел уже год. В чем для вас плюсы и минусы публичности?
- Мы выиграли в том, что были выстроены системы управления, внутренней отчетности и проч. Пристальное внимание со стороны инвесторов и аналитиков не дает расслабляться и снижать стандарты. Второй немаловажный плюс - расширился доступ к финансированию. Для любого банка публичная компания с прозрачной отчетностью и понятной структурой акционеров является желанным заемщиком. У нас установились хорошие отношения с Внешторгбанком, который финансировал сделку по приобретению "Леко", со Сбербанком, МДМ-банком. .. И хотя мы рассчитывали на более высокую цену акций при размещении, в целом наш выход на биржу я оцениваю положительно.
С другой стороны, переход в разряд публичных компаний привел к увеличению ряда статей расходов. Аудит, корпоративное управление, связи с инвесторами - все это требует средств.
- Бывают ли у вас разногласия с новыми акционерами по вопросам управления, стратегии?
- К счастью, пока не было. И менеджеры, и акционеры поддерживают стратегию развития компании.
- Вас не беспокоит низкая ликвидность ваших акций? Последние сделки по ним на ММВБ были уже более полугода назад.
- С самого начала наши инвесторы не рассчитывали на высокую ликвидность в краткосрочном периоде. Акционеры ждут от нас агрессивного здорового роста и хороших финансовых показателей. Я думаю, мы сможем оправдать их ожидания. Многие акционеры приобрели акции не для немедленной перепродажи, а для того чтобы посмотреть, как будет развиваться компания. С момента размещения прошел год, и у инвесторов была возможность оценить наши перспективы. Я думаю, вскоре спрос на акции возрастет и акционеры будут реализовывать свои пакеты, получая реальный возврат на вложенный капитал.
- Как вы считаете, вы не поспешили с публичным размещением? Может быть, нужно было подождать, пока вырастут обороты и капитализация компании? А необходимые для развития средства выручить путем частного размещения акций?
- Во время road show нам часто задавали аналогичные вопросы. Однако частное размещение по времени и по усилиям - процедура никак не менее сложная, чем публичное размещение. При этом инвесторы часто выдвигают ряд дополнительных условий, связанных с возможностью выхода из проекта.
- Что бы вы посоветовали тем, кто захочет пройти по вашим стопам и сделать IPO? Сейчас многие компании об этом думают.
- Успех IPO для российских компаний зависит от четкого понимания ими стратегии развития и тактических шагов по ее претворению в жизнь.
- И как вы убеждали инвесторов купить акции?
- Мы говорили, что мы небольшого размера, зато лидеры на аптечном рынке и занимаем хорошие позиции в производстве. Что рынок большой, перспективы хорошие и через пять лет несколько ключевых игроков будут занимать до 40% розничного рынка лекарств и парафармацевтики, который сейчас составляет около $5 млрд и растет примерно на 10% в год.
- Что больше всего волновало инвесторов?
- Их интересовала структура рынка, наше место на нем, перспективы развития рынка на несколько лет вперед, за счет чего и как мы будем двигаться вперед. На все эти вопросы у нас есть убедительные ответы, которые мы можем подтвердить фактами.
- А на что вы потратили вырученные от IPO деньги?
- Часть денег пошла на замещение дорогих кредитов. Мы приобрели в Очакове 2 га земли и 12 000 кв. м складских и офисных помещений. Возможно, в этом году мы туда перевезем головной офис. Ну и, естественно, большую часть средств мы потратили на открытие новых аптек и приобретение части помещений в собственность.
- Есть ли у вас сейчас в составе компании дистрибьюторское подразделение? Или ваша дистрибьюция сейчас работает исключительно на снабжение ваших аптек?
- После кризиса 1998 г. мы это направление закрыли. Это был сознательный шаг, мы считаем, что, несмотря на то что у дистрибьюторов сейчас очень хорошая маржа, 15 - 20% , в дальнейшем она будет снижаться, причем сильно. Например, у крупнейшего фармацевтического дистрибьютора Америки при обороте $50 млрд прибыль - около $500 млн. В Европе фармдистрибьюторы для увеличения маржи занимаются созданием вертикально-интегрированных структур, собственных аптечных сетей и фармацевтических производств. Для них это способ выживания. Интересный вопрос, что будет у нас. В регионах очень бурно растут аптечные сети, и они начинают уже давить на дистрибьюторов, требуя снижения цен. В этом одна из задач созданной недавно при нашем участии Ассоциации аптечных сетей (РААС) - консолидация закупок и получение более выгодных условий от производителей и дистрибьюторов.
- Крупнейший российский фармдистрибьютор "Протек" активно развивает аптечную сеть "Ригла". Вы не опасаетесь, что, обладая существенными финансовыми ресурсами (годовой оборот "Протека" свыше $1 млрд) , он сможет захватить и розничный рынок?
- Мы тоже активно растем. Кроме того, очень важно не только количество аптек, но и их качество. У аптеки в Москве на Тверской оборот - $6 млн в год, а у аптеки в Стерлитамаке - в лучшем случае $300 000. Есть и другой фактор. Предположим, "Протек" приходит со своей аптечной сетью в регион, например в Башкирию, где мы и наш основной конкурент занимаем совместно более 50% рынка. Если "Протек" начнет в своих аптеках жестко демпинговать, он как дистрибьютор потеряет в регионе минимум двух крупных клиентов. Это слишком дорогая цена за захват аптечного рынка.
Я не исключаю, что лет через пять-шесть на наш рынок придут крупные европейские фармдистрибьюторы. Но пока им здесь некого покупать. Вот когда будут на рынке сети с 1000 аптек, тогда они могут появиться.
О компании: ОАО "Аптечная сеть 36,6" было создано для интеграции нескольких компаний перед размещением акций на бирже. ОАО является владельцем ЗАО "Аптеки 36,6" (173 аптеки в различных регионах) , производственного ЗАО "Верофарм" (три производственных предприятия в Воронеже, Белгороде и Владимирской области) и ряда других компаний.
Продажи ОАО "Аптечная сеть 36,6" в первом полугодии 2003 г. составили $68,4 млн, показатель EBITDA - $4,8 млн, чистый убыток - $944 000. По итогам 2003 г. в компании ожидают оборот свыше $140 млн. 76% акций ОАО принадлежит основателям компании Артему Бектемирову и Сергею Кривошееву. ОАО "Аптечная сеть 36,6" стало первой российской фармацевтической компанией, разместившей свои акции на бирже. В начале прошлого года 20% акций ОАО были проданы через ММВБ по $9 за штуку, что принесло компании $14,4 млн.
Биография: Артем Бектемиров родился в 1969 г. В 1993 г. закончил МГИМО, служил в армии, в РВСН. Занимается бизнесом с 1991 г. , женат, трое детей. Гендиректор и совладелец ОАО "Аптечная сеть 36,6".
Роман Кутузов, Интервью: Артем Бектемиров, генеральный директор и совладелец ОАО "Аптечная сеть 36,6", "Неприятных сюрпризов не будет", "Ведомости", 26.02.2004
Ваш комментарий