В 2003 г. крупнейшие игроки фармацевтического рынка потратили $35 - 40 млн. на расширение своих сетей
Розничный сегмент фармрынка сегодня не имеет равных по числу операций, связанных с вложением средств. Формирование аптечных сетей, претендующих на звание национальных, и агрессивная региональная экспансия наблюдались на протяжении всего прошлого года. В 2003 году крупнейшие игроки этого сегмента потратили $35 - 40 млн. на расширение своих сетей. В 2004 году, по прогнозам, объем прямых инвестиций в розницу вырастет до $100 млн. Интерес к аптекам проявят не только участники фармрынка, но и потенциальные инвесторы из других секторов экономики и из-за рубежа.
Еще несколько лет назад аналитики предсказывали, что будущее розницы - в создании сетей. Отдельные аптеки пытаются сопротивляться и сейчас, и некоторые из них даже неплохо себя чувствуют. Но тенденция налицо: сегодня в России насчитываются 33 крупные сети плюс еще около сотни мелких, у которых по пять-десять розничных пунктов. В самой большой российской сети 200 аптек и аптечных киосков. По мнению Сергея Перминова, директора по развитию "Аптеки-Холдинг", сети имеют наилучшие условия торговли для населения, потому что, как правило, закупают товар по минимальным ценам и поддерживают на хорошем уровне управление и сервис.
Крупнейшие игроки этого рынка уже начали экспансию в регионы. Например, "Аптечная сеть 36.6" приобрела крупную сеть "Леко" в Башкирии (74 аптеки), вдвое увеличив, таким образом, количество своих розничных точек. Сеть "Леко", по экспертным оценкам, контролировала около 25% розничного лекарственного рынка своего региона. Сумма сделки не разглашалась, но, по некоторым данным, она могла составить от $3 млн. до $10 млн. По мнению Николая Демидова, аналитика "Фармэксперта", столичные компании и дальше будут выходить на рынки крупных региональных городов,
Впрочем, не исключен и обратный процесс. Московский рынок тоже не нельзя отнести к перенасыщенным точками, торгующими лекарствами. По данным Минздрава, в столице одна аптека приходится на 10 - 15 тыс. человек. А поскольку покупка сети - самый легкий и быстрый способ выйти на новый рынок, то и москвичам стоит ожидать нашествия провинциальных торговцев фармпрепаратами. Такие примеры уже есть. Например, питерская сеть Natur Product недавно приобрела московскую сеть "Народная аптека", состоящую из девяти розничных точек. До этого у питерской компании было 144 аптеки в различных регионах страны. Сумма сделки составила $2.5 млн. К концу этого года Natur Product собирается довести количество своих фирменных московских аптек уже до 20 и стать лидером фармрынка по количеству розничных точек.
На фоне быстро развивающейся розницы дистрибьюторский сегмент выглядит довольно спокойным. "Региональная система дистрибуции начала перестраиваться еще в 2000 году, и сейчас уже можно пожинать ее плоды. В основном погоду в оптовом секторе делают национальные дистрибьюторы, которые умудряются конкурировать друг с другом и на региональных рынках", - говорит Демидов.
Темпы роста продаж крупнейших дистрибьюторов позволяют им сохранить солидный отрыв от конкурентов. Но аналитики отмечают, что абсолютные лидеры оптового сектора - "Протек" и "СИА" - в последнее время росли так же, как и рынок в среднем, в то время как темпы роста некоторых менее крупных компаний составляли до 40% в год.
По прогнозам "Фармэксперта", процесс слияния дистрибьюторских компаний будет продолжаться, поскольку мелкие компании просто не смогут выжить. Число национальных дистрибьюторов в ближайшее время увеличится до восьми. Аптечные сети составят оптовикам серьезную конкуренцию, и многим региональным компаниям придется уйти из опта и заняться розницей.
Инна Коломейская, "В хорошо организованные сети больные попадаются чаще", "Финансовые известия", 16.03.2004 09:57
Ваш комментарий