Фармацевтика в феврале
Мы задержали публикацию ежемесячного «боевого листка» с обзором основных событий на фармацевтическом рынке, чтобы поздравить коллег с Международным женским днем. Ведь сегодня, как и 30-50 лет назад женщины являются основой отечественного фармацевтического рынка.
Желаем милым, добрым и красивым провизорам и фармацевтам здоровья, благополучия, спокойной работы и понимающих руководителей.
Хотя, что касается «спокойной» работы – это вряд ли… случится в ближайшее время.
Очень может быть, что в ближайшее время в связи с изменениями в стране и Правительстве останется в истории «фармацевтическая фракция» Минздрава. Есть надежда, что начнется административная реформа. Есть маленькая надежда, что в ходе реформы, будут ликвидированы бесполезные для государства и рынков чиновничьи группы.
Без работы чиновники «от фармацевтики» не останутся, равно как и без куска хлеба. Например, полным ходом идет работа по «организации» «Фармацевтической Лиги» - «главной общественной организации» фармацевтического рынка. Сколько туда согнали «ущербных фармацевтических участников» и скольких записали, можно только догадываться. Из отраслевых СМИ. Вполне вероятно, что туда же, в недра «Фармлиги», стекаются и «добровольные» членские взносы.
Интересен тот факт, что вышеназванная общественная организация сегодня существует в форме «некоммерческого партнерства». (это такая «общественная» форма, где очень удобно ( по сравнению с другими общественными объединениями ) заниматься коммерческой деятельностью. В интересах «работников фармацевтической отрасли». В аналогичных же интересах, основной руководящий и направляющий пост занимает заместитель министра ( И.О министра) здравоохранения России.
Местные российские «вертикали» пытаются организовать уцелевшие государственные фармацевтические организации. Тенденция везде одинаковая. Государственные предприятия акционируются местными властями, в результате чего получаются ОАО со 100% участием местных администраций.
Теоретически все правильно. Такую возможность предусматривает действующее законодательство страны. Далее, посредством аукциона, планируется продажа акций предприятия.
Вопросов к такой процедуре возникать не может. Разве, что «местным администрациям» приходится выкупать у государства «ГУПы». А на это нужны средства! Вероятно, следующим шагом станет продажа акций ОАО частным инвесторам. Если таковые найдутся.
Нам кажется, что многие новоиспеченные руководители и хозяева «новых» ОАО заблуждаются в «ликвидности» своих ценных бумаг. Совершенно очевидно, что все предприятия являются проблемными и нуждаются в банальном антикризисном управлении и деньгах. Инвесторы не станут вкладывать средства в предприятия, где они не будут иметь полного контроля и где под ногами, будет мешаться «государственная вертикаль». Давно известно, что «бизнес» с государством обречен.
Существует вероятность, что будут востребованы пакеты от 75 % ( а то и 100%) акций. Но время уходит и от того, что ГУП стал ОАО ( со 100% долей местного департамента имущества) долговые обязательства не исчезнут и прибыль не появиться.
Остановимся на «тенденциях», имеющих место в крупных городах и касающихся аптечной фармацевтической системы. Сегодня это сотни ГУПОВ в отдельных юридических лицах. Исполнительные и законодательные власти на местах поняли, что без профессиональной аптечной сети крупные мегаполисы существовать не смогут, а за развал аптечной системы придется отвечать. Положение таково, что в среднем, из десяти предприятий, только четыре реально работают с положительным финансовым результатом. И естественно, только на четыре аптеки из десяти могут быть легко и безвозвратно проданы. При этом не будет абсолютно никаких гарантий, что аптечные предприятия останутся таковыми, а не будут трансформированы в торговые точки с другим профилем. ( как повелось). Оставшиеся аптеки придется тянуть бюджетам городов. Такое положение не может устраивать. Следовательно, идея объединить мелкие предприятия в крупные «пулы» кажется разумной. Если не единственно правильной.
Далее, можно восстанавливать предприятия в интересах государства или выставить их на продажу.
Зато есть гарантии у властей получить реальную цену за собственность, так как сделки такого масштаба не смогут пройти не замеченными для общественности. ( как было в начале приватизации аптек, когда крупные пакеты акций доставались кому угодно, а основным «преимуществом» на конкурсах была близость к имущественным департаментам и их руководителям ). Стоить эти «предприятия» будут дорого. Так как именно им предстоит стать крупнейшими и основообразующими в отрасли ( только в Питере в четырех ГУПах их более ста, а в Москве – более двухсот). Причем, речь идет не о «точках» «новых фармацевтов», а о старейших аптечных предприятиях страны с серьезным конкурентным преимуществом.
Если такие «аптечные сети» попадут в одни руки, да еще в руки, знающие, что с этим «делать», то они обречены стать бесценным продуктом.( в правильном исполнении, аптечный бизнес – бизнес вечный ) Это уже пахнет полным пределом отечественного фармацевтического рынка. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
У кого может появиться желание обладать всем фармацевтическим рынком столиц (а может и страны)? Которое должно совпасть еще и с возможностями…? Время покажет.
А пока, «группа основных претендентов» продолжала спускать средства на региональную экспансию и туманные проекты в области производства лекарств. Причем «экспансия» в регионы приобретала формы близкие к истерии. Еще пару таких «влетов» и на рынке освободится значительное место для новых игроков. Группу «36,6» черти занесли в Башкирию, группу «Протек – Ригла» вообще «колбасило» по всей РФ - от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. Все это, исключительно, на русском «авось», непомерных амбициях и на не обоснованных экономикой «новых моделях» ведения аптечного бизнеса, которые за три года не позволили получить и намека на прибыль. Хотя, что касается «Риглы», ходят слухи, что с Нового Года за аренду площадей под своими супермаркетами платит сама «Ригла». Ранее, столь незначительную поддержку оказывал дистрибьютор номер один. Значит все не так плохо.
Оптимистически настроены и аналитики компании «RMBC», которые в феврале подвели предварительные итоги развития фармацевтического рынка России за 2003 год. Благодаря этому нам стали известны даже некоторые отраслевые показатели. «Объем фармацевтического рынка РФ в 2003 году вырос на 19% по сравнению с показателями 2002 года ($3,7 млрд.) и составил $4,38 млрд. в ценах конечного потребления. На те же 19% увеличился объем аптечных продаж лекарственных средств. По данным Розничного Аудита ГЛС в РФ, аптечный рынок оценивается в $3,46 млрд. Объем производства предприятий химико-фармацевтической отрасли на 18% выше показателя предыдущего года. Производственный сектор фармрынка России в 2003 году составил $1,1 млрд в отпускных ценах. Объем импорта лекарственных средств прошлого года на 35% превысил показатель 2002 года ($1,56 млрд.). В 2003 году количество ввезенных в Россию лекарств оценивается в более чем $2,1 млрд. в таможенных ценах.»
Простому провизору тяжело понять хорошие это показатели или не очень, но чувствуется - жизнь налаживается.
Понятно так же….
- Госкомстат РФ сообщил, что в химико-фармацевтической промышленности индекс производства в январе 2004 г. по сравнению с январем 2003 г. составил 116.7%.
- Как и следовало ожидать, Госдума отклонила законопроекты, освобождающие лекарства и медтехнику от НДС.
- Пятая конференция «Фармацевтический рынок» в Подмосковье прошла в отеле Holiday Inn Moscow-Vinogradovo (Дмитровский район). Все было как обычно, пятая не первая. Только странно, что ведущие позиции на этом мероприятии занимала вездесущая Фармацевтическая Лига. Первые четыре конференции проводились при активном участии отраслевых СМИ и считались ранее самыми демократичными мероприятиями фармацевтической отрасли.
- Первую скрипку играли чиновники Минздрава и на девятой Всероссийской конференция «Аптечная сеть России», которая прошла в Москве.
-В феврале 2004 года московская аптека на Дмитровском проезде /бывш. Целительница/начала реализацию социального проекта СЛО "Симплекс". Теперь малоимущим жителям города стали доступны многие ЛС. Причем для этого достаточно быть обладателем "социальной карты москвича"или пенсионером. В отличии от других многочисленных акций "для малоимущих" в области лекарственного обеспечения социальная программа СЛО "Симплекс" основывается не на ценовых скидках на ЛС, а на предоставлении возможности пациенту самому назначать цену на необходимое лекарство. Руководство компании"Симплекс" не скрывает, что этот социальный проект не является только благотворительным мероприятием. Основной задачей акции является необходимость расширения клиентской базы СЛО из числа основных потребителей лекарств. ( структура СЛО на сегодня такова, что предприятия компании позиционируют свои услуги для среднего класса ) Если проект будет признан успешным, то к нему подключатся и другие аптеки.
Нас удивили.
- Исследовательская фирма Ромир опубликовала интересные данные о том, что большинство жителей России предпочитают отечественные лекарства. Для 44 процентов опрошенных производитель медикаментов оказался не важен. Наиболее ответственно к выбору лекарств подходят женщины, живущие в сельской местности - чаще всего они доверяют отечественному производителю. А импортные лекарства покупают лишь 13 процентов опрошенных - молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Что касается рекламы лекарств, то 61 процент опрошенных заявили, что не доверяют ей. 27 процентов россиян пользуются рекламной информацией в ряде случаев, и лишь 10 процентов респондентов доверяют рекламе полностью. Всероссийский опрос ROMIR Monitoring был проведен в феврале 2004 года. В нем участвовали 1630 респондентов в возрасте от 18 лет.
- Г-жа Титова, сотрудник компании «Юнико» считает ( и сообщает об этом в ФБ N5), что «тяжесть налогового бремени» для аптек в текущем году уменьшится.
Ваш комментарий