Более 40 % российских аптек входят в те или иные объединения
Аптечная сеть «36,6» приобрела в Башкирии розничную аптечную сеть «Леко» и сделалась крупнейшей в России: у нее 173 аптеки – или, точнее говоря, торговые точки. По данным маркетинговой компании «Фармэксперт», уже более 40 % российских аптек входят в те или иные объединения. Слияние столичной и региональной сетей сделалось обычной практикой.
В сентябре прошлого года крупнейший дистрибутор лекарств ЗАО «Протек», развивающая в Москве сеть аптечных супермаркетов «Ригла», купила десять фармамаркетов «Будь здоров» в Ростове-на-Дону. Теперь в составе «Риглы» более 60 аптек.
Интерес к сетевому аптечному бизнесу проявляют не только дистрибуторы лекарственной продукции, но и непрофильные компании. Компания «Эркафарм», владеющая сетью «Доктор Столетов», входит в холдинг «Металлинвест».
Летом прошлого года инвестиционная компания «Профит Хаус» приобрела российские активы американской ICN Pharmaceuticals (пять фармацевтических заводов, 96 аптек и офисное здание, объем продаж $100 млн). После совершения сделки заговорили, что «Профит Хаус» действует в интересах английской компании Millhouse Capital, которая управляет активами Романа Абрамовича в энергетическом бизнесе, алюминиевой и автомобильной промышленности.
К тому времени «Профит Хаус» уже управлял сетью московских аптек «Чудо-доктор». По данным маркетинговой компании «Фармэксперт», в объединенной сети насчитывается 134 аптеки, и она вошла в тройку лидеров на тот момент: у питерской сети «Натур Продукт» 141 аптека, у самарской «Имплозии» – 140.
Сетевая форма торговли упрощает ведение бизнеса: централизация закупок, склада, финансов, маркетинга, управления персоналом снижают издержки, а активная реклама общесетевой торговой марки привлекает покупателей.
В большинстве стран Западной Европы создание аптечных сетей запрещено законом или жестко ограничено. Единственная крупная европейская страна, где ограничений не существует, – Великобритания. Сети там занимают более половины розничного рынка.
Перспективы у аптечного бизнеса в России неплохи – поскольку, во-первых, законодательных ограничений на фармацевтическую розницу у нас нет, а во-вторых, на 10 тыс. населения приходится в 1,5–2 раза меньше аптек, чем в странах Восточной Европы.
По данным управления организации фармдеятельности Минздрава, среди всех типов аптечных учреждений более половины приходится на небольшие аптечные пункты с ограниченным ассортиментом. А в Москве стационарных аптек из расчета на 10 тыс. человек примерно в 1,5 раза меньше, чем в среднем по России.
В 1998 году «36,6» предложила совершенно новую модель продажи лекарств и окололекарственных продуктов.
Торговцы лекарствами быстро оценили преимущества самообслуживания. Сейчас так работают сети «Ригла», «Чудо доктор», «Доктор Столетов».
«Такая форма наиболее перспективна, – убеждены представители компании «Эркафарм», владеющей сетью «Доктор Столетов». – Мы с 2002 г. открываем исключительно фармамаркеты, и даже перестраиваем некоторые свои старые аптеки».
По оценкам представителей сетей, средняя стоимость покупки при открытой форме продажи увеличивается почти в 3 раза. Происходит это за счет импульсных покупок: перемещаясь среди полок, покупатель обращает внимание на товары, которые он не планировал покупать.
Однако у супермаркета весьма ограниченный круг клиентов. По данным маркетинговой компании «Фармэксперт», у нас восприятие аптеки радикально иное, чем на Западе. Там в аптеку приходят не только за лекарствами, но и измерить давление, получить консультацию фармацевта. В русскую аптеку ходят в первую очередь за лекарствами. Цены же на лекарства в аптечных супермаркетах, как правило, высоки для покупателя.
Сам формат аптечного супермаркета также далеко не безупречен: значительную часть выручки аптеки получают не от лекарств, а от продаж сопутствующих товаров. «Для эффективной работы супермаркета ассортимент должен составлять 7 – 10 тыс. наименований, а лекарств, как ни крути, больше 3,5 тыс. не наберешь, поэтому приходится добирать другими товарными группами», – говорит представитель одной из сетей.
В сетевых аптеках доля нелекарственного ассортимента превышает 42%.
Наличие в аптеке сопутствующих товаров кажется вполне логичным и даже выгодным. Именно сочетание аптеки с супермаркетом позволило английской Boots удерживать первенство в продажах косметических средств и лекарственных препаратов. Однако развитие сетей продовольственных супермаркетов оттеснило Boots с позиции лидера: по многим позициям ассортименты фармамаркетов и супермаркетов схожи – одна и та же гигиеническая продукция и косметика.
Эти товары помогли супермаркетам так же, как и аптечным сетям: везде в мире рост продаж супермаркетов происходит благодаря сектору непродовольственных товаров. И интересы двух фигурантов розницы, супермаркетов и фармамаркетов, пересекаются. В России формат супермаркетов стремительно развивается.
По данным компании ACNielsen, за последний год число супермаркетов увеличилось более чем на 70%.
Российские аптекари признают в них опасного соперника. «Конкурировать по массовой продукции с супермаркетами действительно трудно, – говорят представители сети «Доктор Столетов». – Единственная возможность – расширить нелекарственный ассортимент за счет товаров лечебной направленности. Например, продавать не обычные зубные пасты и шампуни, а лечебные, ввести больше дополнительных услуг типа консультаций по диетическому питанию, подбор и изготовлению ортопедической обуви и так далее – в общем, все то, чего нельзя получить в обычных магазинах..
Но большинство сетей, увлекшись поглощениями и конкурентной борьбой не видят опасности. В аптечных супермаркетах упор делается именно на сопутсвующие товары. Достаточно сказать, что практически ни в одной из сетей фармамаркетов нет традиционных производственных отделов, где можно изготовить на заказ лекарства.
Ваш комментарий