Проблемы подбора персонала для фармрынка
ОСОБЕННОСТИ
Подбор персонала на фармрынке имеет целый ряд особенностей. Существенное отличие состоит в том, что, пожалуй, ни одна другая отрасль не испытывает такого регулирования со стороны государства.
Зоя Козлова, директор специализированного агентства по подбору персонала для компаний фармрынка и рынка медтехники "Дженерис": Контроль со стороны государства состоит не только в регулировании цен на лекарства и обязательной регистрации и сертификации лексредств, но и в том, что из-за специфики производства - например, наркотических веществ - ряд предприятий могут существовать только в форме ГУПов. Кроме того, в условиях лицензирования различных видов деятельности на фармрынке переход специалиста на позиции, требующие сертификата (заведующий аптечным складом) или специальных медицинских знаний (продакт-менеджер по госпитальным препаратам), из другого сектора просто невозможен.
Еще одна особенность: продвижение фармпрепаратов требует специальных знаний, следовательно, повышенное внимание со стороны компаний-работодателей уделяется образованию. Как правило, наличие медицинского или фармацевтического образования будет обязательным практически для любых позиций.
Нередко компании, выдвигая требования об обязательном профильном образовании, ставят себя в тупик: для управленца, способного поднять производство и вывести его на заданный уровень, будут необходимы в первую очередь знания менеджмента или риск-менеджмента. И даже если в поисках дефицитных специалистов обратиться к смежной пищевой отрасли и найти специалиста со знанием биотехнологий, уровень заработной платы фармпредприятий часто не может служить для них приманкой.
Зоя Козлова: Российская компания-производитель искала человека на должность директора по производству с опытом работы на самых современных производствах, с опытом сотрудничества с западными фармкомпаниями, с профильным образованием и знанием современных методов управления, предлагая зарплату в размере $2 - 3 тыс. Полностью соответствующего требованиям компании кандидата мы отыскали лишь в Канаде: наш соотечественник уехал туда в поисках работы, но был готов вернуться на зарплату не ниже $7 тыс. плюс компенсационный пакет.
ВОЗРАСТ, ОПЫТ, ИНОСТРАННЫЙ язык Рост заработных плат на фармацевтическом рынке оказался наибольшим по сравнению с другими секторами бизнеса и, по данным компании АНКОР, за первое полугодие составил 8% (в индустриальном секторе и секторе услуг - 5%) - для фармкомпании это вполне закономерно.
Ирина Ольховенко, руководитель отдела подбора персонала для фармрынка компании "АНКОР": Существенного всплеска по количественным показателям нет. Фармацевтический рынок развивается волнообразно, можно сказать, что здесь действует закон эха. Например, как только одна региональная компания выводит на рынок новый продукт, объявляет о развитии региональной сети, расширяет отдел маркетинга, все то же самое происходит и с другой компанией, где также расширяется продуктовая линейка и возникает потребность в менеджерах по продукту.
Людмила Буевич, директор агентства "Селектум": Фармацевтический рынок отличается в первую очередь интеллигентностью.
Так как он давно сформировался, его можно достаточно четко систематизировать: западные, восточноевропейские, российские, индийские производители лексредств, дистрибуторы, аптечные сети и аптеки. Рынок постоянно развивается, и прирост вакансий ощущается почти во всех секторах: производители наиболее активны в привлечении продакт-менеджеров, специалистов по клиническим испытаниям, медицинских представителей.По мнению большинства экспертов, самая непростая ситуация сложилась с подбором персонала именно у российских фармпроизводителей. Не только из-за усиления конкуренции и освоения компаниями-производителями региональных рынков, но и в связи с переходом на международные стандарты GMP (Good Manufacturing Practice), который должен произойти к 2005 году.
Светлана Пчелина, руководитель службы управления персоналом компании "Акрихин": В настоящее время наша компания испытывает острую потребность в технических специалистах. Компания давно работает на фармацевтическом рынке, многие специалисты работают здесь не один десяток лет. Персонал стареет, особенно это касается службы технического директора. В то же время предприятие развивается, требования к производству лекарственных средств растут, технологическое оборудование должно работать безукоризненно.
В то же время можно отметить, что специалистов не хватает практически во всех компаниях и спрос на них сейчас существенно больше,
чем в предыдущие годы. На российский рынок приходят новые иностранные компании - в сфере производства не только фармацевтических и лекарственных препаратов, но и парафармацевтической продукции.Реальные шаги пока предприняли компании ближнего зарубежья: в прошлом году в Подмосковье открыла свой завод словенская компания "KRKA", венгерская "Egis" планирует завершить строительство завода в Подольском районе в ближайшие годы.
Планомерное освоение фармацевтическими компаниями региональных рынков сбыта приводит к росту спроса на медицинских представителей и у российских, и у иностранных производителей. Интересно, что требования к этим специалистам в последнее время несколько изменились. Если раньше наличие медицинского образования для этой позиции было обязательно, то теперь компании готовы брать на эту позицию фармацевтов, биологов, химиков и даже психологов, предлагая им дальнейшее обучение и всевозможные тренинги.
Одновременно растет спрос на специалистов по клиническим испытаниям. Ранее в практике иностранных производителей было обращение к внешним исследовательским компаниям, теперь такими специалистами они стремятся обзавестись сами. В целом проблему поиска кадров для фармрынка можно охарактеризовать тремя словами: возраст, опыт, иностранный язык.
КОМУ БОЛЬШЕ ПЛАТЯТ Если взять средние показатели по самым востребованным позициям каждого сектора фармрынка, то, по данным агентства "Селектум",
в период с 2001 года по настоящее время наибольший прирост уровня зарплат наблюдался у российских производителей - 37%. У западных производителей он составил 20%. За этот же период повышение зарплат у дистрибуторов составило 35%, у аптек - 42%, что объясняется развитием аптечных сетей.Одними из самых успешных и высокооплачиваемых сотрудников в фармацевтических компаниях (по данным E-xecи-tive) являются директора по маркетингу, чей месячный заработок в крупной компании составляет $6 - 9 тыс. Менее опытные специалисты, а также директора по маркетингу средних и небольших компаний получают $3 - 6 тыс.
Стоит заметить, что большинство российских компаний понимают глубину проблемы кадров на фармрынке и всеми силами стремятся удерживать ценных сотрудников. Решение проблемы дефицита специалистов они видят и в развитии кадрового резерва, и в увеличении притока молодых специалистов с хорошим образованием. Например, "Акрихин" выплачивает 12 студентам различных вузов стипендии, 8 студентам оплачивает обучение.
Наталья Лукьяненко, директор по персоналу компании "Нижфарм": Наша компания в настоящее время не испытывает дефицита кадров, но для удержания сотрудников у нас применяется целый пакет мотивационных мер - от оплаты аренды квартиры иногородним сотрудникам, а в отдельных случаях и приобретения жилья для специалистов до направления их на обучение, в том числе в западные бизнес-школы.
Ваш комментарий