В г. Белгороде может сократиться число аптечных пунктов и киосков
Белгородское региональное отделение общероссийской ассоциации врачей частной практики обратилось с письмом в Министерство здравоохранения РФ с предложением о внесении изменений в новые "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, вступившего в силу 30.03.2003.
В своем обращении в Министерство здравоохранения Белгородское региональное отделение ассоциации врачей частной практики излагает свое видение сложившейся ситуации.
Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" был утвержден Министерством здравоохранения Российской Федерации приказом от 04.03.2003. Данный документ был принят в целях развития системы стандартизации в здравоохранении и совершенствования функционирования сферы обращения лекарственных средств и вступил в силу 30.03.2003.
Настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, однако оказался направлен против малого бизнеса, и на монополизацию фармацевтического сектора рынка. Пункт 3.5 этого стандарта устанавливает требования к минимальным нормативам площадей аптечных организаций. В частности, для аптечного киоска минимальная общая площадь не должна быть меньше 60 м2, при этом площадь торгового зала и площадь материальных комнат должны быть не менее 20 м2 каждая. Для аптечного пункта - не менее 70 м2 в городе и 60 м2 в сельской местности. До сих пор большая часть аптечных организаций весьма успешно обеспечивает условия хранения и качество лекарств на 38 м2 (аптечный пункт) и 18 м2 (аптечный киоск) (согласно Положению о порядке лицензирования фармацевтической деятельности № 157 от 20.02.1998). Согласно же Стандарту, утвержденному 01.09.1994 Министерством здравоохранения Российской Федерации, размеры площадей были определены следующим образом: аптечный пункт 2 группы - без права изготовления лекарственных средств - должен иметь площадь не менее 12 м2; аптечный пункт 2 группы - с правом изготовления лекарственных средств (кроме лекарственных форм, требующих асептических условий) - должен иметь 22 м2; аптечный пункт 1 группы с правом изготовления лекарственных форм, требующих асептических условий - 30 м2.
Коммерческие аптеки стали появляться в Белгородской области с 1992 г., отмечает ИА "Бел.Ру". С тех пор сформировалась определенная схема обновления ассортимента аптечными организациями. Если раньше получение товара осуществлялось лишь 2 - 3 раза в месяц, то сейчас ежедневно. Оборот товара увеличился в три раза, что обеспечено гибким маркетингом аптечного учреждения, мобильностью поставщиков и экономической целесообразностью,
В настоящее время фармацевтический рынок Белгородской области представлен 723 аптечными учреждениями, из них 600 аптек работает на коммерческой основе. Вступление в силу Отраслевого стандарта приведет к закрытию до 70% аптечных организаций, обеспечит приток безработных фармацевтов и провизоров на биржу труда Белгородской области, разрушит сложившуюся аптечную систему, когда аптечный киоск или пункт работал в любом микрорайоне города или поселка, в результате, доступность лекарственных средств населению окажется под вопросом. "По нашему мнению, - пишется в обращении - ОСТ противоречит государственной программе содействия развитию малого бизнеса, поскольку ведет к закрытию аптечных пунктов и киосков.
Утверждение новых нормативов мы расцениваем не иначе, как ликвидацию этого вида малого бизнеса путем создания заведомо невыполнимых условий: обороты аптечных пунктов и киосков, где разрешено продавать только лекарства без рецептурного отпуска, незначительны, затраты на содержание и оплату аренды увеличенной площади становятся экономически невыгодными. Право на существование остается лишь у аптечных организаций, состав, размеры помещений и оборудование которой соответствуют ОСТ 91500.05.0007-2003. Однако, принятые нормативы приведут и к увеличению накладных расходов этих категорий аптечных учреждений и, как факт, к очередному повышению цен на медикаменты, что спровоцирует социальную напряженность. Те же предприниматели, кто получил лицензию на фармацевтическую деятельность в первом квартале этого года, опираясь на действующие ранее стандарты, затратив немало средств на открытие собственного дела, приобретение товара, поиск и аренду помещения, теперь оказались перед угрозой разорения.
По состоянию на конец 2002 г. на территории Белгородской области работает 9 тыс. малых предприятий, что на 3% больше, чем в 2001 г., они обеспечивают занятость более 53 тыс. человек. Свыше 95% малых предприятий сконцентрированы в трех отраслях экономики области - торговле, общественном питании, строительстве и промышленности. Доля малых предприятий, занятых в фармацевтическом бизнесе, составляет 6% от общего числа МП; число занятых в этом секторе около 3 тыс. чел. Закрытие же 60 - 70% аптечных учреждений области, по вышеуказанным причинам отодвинет нашу область на уровень обслуживания населения середины 90-х годов.
Малый бизнес в России только формируется, поэтому любое изменение законов, нормативно-правовых актов и стандартов, регулирующих деятельность бизнеса необходимо принимать после результативных обсуждений и консультаций с участниками рынка, общественными и профессиональными организациями предпринимателей".
В качестве изменений представители Белгородского регионального отделения общероссийской ассоциации врачей частной практики предложили внести поправки в ОСТ 91500.05.0007-2003, в которых при расчете минимальных нормативов площадей аптечных организаций учесть характер населенного пункта, плотность населения и определить корректирующие коэффициенты на площадь помещений; а также принять уточнение в следующей редакции: "Существующие аптечные учреждения смогут продолжить свою деятельность на имеющихся площадях, до окончания срока действия текущих лицензий на право осуществления фармацевтической деятельности".
Аналогичные письма, подписанные председателем Белгородского регионального отделения Т.Куниной и руководителем фармацевтического комитета Белгородского регионального отделения Ю.Кушнирук, отправлены в областной совет по поддержке и развитию предпринимательства при главе администрации области и Белгородское территориальное управление по антимонопольной политике.
Ваш комментарий