Наказание детей: можно ли избежать?
Кто вчера выкручивал голову младшей сестре? – грозно ругала Женю мама. - Сегодня ты моешь пол во всей квартире.
- Не буду, не хочу – протестовал ребенок, разливая ведро воды по полу.
Как избежать наказания, занимаясь воспитанием ребенка? Какие альтернативы наказания существуют?
Перерыв
В отличие от классического стояния в углу или сидения на «виноватом стульчике» под перерывом современная психология понимает «перерыв от положительной нагрузки». Ребенок в течение долгого времени играет, получая положительную энергетику, когда же он совершает проступок (толкает сестру, тянется к горячей лампе), ему требуется перерыв от деятельности – тихое время для размышлений.
Такие перерывы можно вводить, когда ребенок достигает восемнадцати месяцев. Чтобы малыш как можно быстрее понял концепцию перерыва, можно вводить его аналог и раньше. Например, малыш тянется к горячей батарее. Быстро и уверенно перенесите его в другой угол комнаты и сядьте между ним и батареей. Постепенно ребенок усвоит, что неправильное действие обязательно будет пресечено. Кричать на ребенка, поднимать панику не рекомендуется, иначе ваше действие будет воспринято малышом как оскорбление, посягательство на его свободу.
Перерывы полезны и для родителей. Благодаря ним появляется дополнительное время собраться с мыслями, найти нужные слова, решить, на какую деятельность стоит переключить внимание ребенка.
Место и название для перерыва вы можете определить сами. Это может быть «стульчик для размышлений», «умная скамейка», «выход из игры» и т.д. Самое главное – название такого места не должно носить унижающий или оскорбительный характер, поскольку наша цель не наказывать, а корректировать поведение.
Волшебный счет.
Многие родители знакомы со способом отсчета, после окончания которого расшалившийся малыш будет вынужден выполнить просьбу. Рекомендуется использовать прямой отсчет «Раз-два-три», поскольку обратный создает ситуацию тревоги и угрозы, подразумевающие вызов. Прямые отсчеты дают возможность детям вступить в сотрудничество или игру с вами (где правила игры, конечно же, диктует взрослый). «На счет три ты встаешь с кровати. Раз-два-три. Вставай» или «Положи ключ на место. Считаю до трех. Раз-два-два с половиной-три».
Если ребенок расшалился в публичном месте, перерыв можно устроить и в тихой аллее, скучном углу магазина, рядом с деревом на площадке. Важное условие при выборе места – оно должно быть тихим и скучным. Не включайте во время перерыва телевизор, компьютер, не разрешайте ребенку брать с собой игрушки, рассматривать книжки.
Перерыв - не время для нравоучений. Многие дети интуитивно понимают, о чем надо поразмышлять, когда начался перерыв. Если ребенок не ощутил своей вины, дайте ему некоторое время побыть в тишине, после чего кратко скажите, за что прервана его деятельность. «Подумай, как себя может чувствовать человек/домашнее животное,
которого ты ударил? Ему больно, обидно? А если бы ударили тебя, что бы ты испытал?»Если ребенок протестует (сопротивляется, впадает в истерики, выходит из угла, слезает со стульчика), сядьте с ним рядом, при необходимости можно удерживать силой и скажите: «Тут я старший. Сейчас перерыв». Если вы спокойны, а время для перерыва короткое (достаточно двух минут), особых протестов не должно быть. Если же ребенок продолжает кричать, используйте положительные выражения: «Тебе надо посидеть в тишине», «Сейчас время для размышлений», «Что делает тренер, когда игра его команды разладилась? Он просит перерыв. Сейчас ты должен выйти из игры, чтобы подумать, как играть лучше».
Коробка с чудесами или «метод пряника»
Если родители изо дня в день поддерживают правильное поведение ребенка, постепенно искореняются его нежелательные поступки и формируется самоконтроль.
Все дети, как и взрослые, ведут себя по принципу удовольствия: легко делают то, что нравится, и с нежеланием – то, что не по душе. Корректировать поведение, направлять его на верный путь можно с помощью поощрений. Сделайте ваши поощрения яркими, красочными и… немного волшебными.
Поощрение должно быть таким, которое ваш ребенок точно желает получить. Чтобы это узнать, можно задать примерно следующие вопросы:
а) Если бы тебе предложили пойти куда-нибудь с другом/родителями, куда бы ты пошел?
б) Если бы тебе мама/папа предложили что-нибудь вместе сделать,
в) Что ты любишь делать больше всего?
г) Если бы ты нашел немного денег, что бы купил?
-
Карточки поощрений. За хорошую оценку можно повесить над столом ребенка красивую карточку с оценкой «пять», счастливым учеником с портфелем. Если за какое-либо трудное дело (выучил длинное стихотворение) вы хотите наградить ребенка походом в зоопарк – повесьте карточку с изображениями зверей, ребенок будет с нетерпением ждать выходных.
-
Коробка с чудесами. Чтобы момент стал более таинственным, можно вместе с ребенком склеить красивую коробку, которая будет хранить чудеса. Если вы планируете поощрить ребенка новым мультфильмом, походом в планетарий, можно положить соответствующие карточки туда.
Чтобы лучше развивать самоконтроль ребенка, можно ввести интерактивные карты. Их стоит повесить на видном месте.
-
Это может быть рисунок из точек, соединив которые, ребенок получит контур изображения какого-либо сказочного героя. Каждый день при хорошем поведении ребенок может соединять один/два отрезка, а в конце недели увидеть результат.
-
Купите наклейки со смайликами, на большом листе нарисуйте автобус. Если ребенок убрал за собой игрушки, на интерактивную карту в автобус он может наклеить счастливый улыбающийся смайл, если же оставил после себя беспорядок,
на интерактивной карте появится грустный смайл. В конце недели посчитайте, каких пассажиров оказалось больше? Плачет или грустит общая картинка? Новинки быстро устаревают, не забывайте менять идеи для вашего малыша.
Как для взрослых, так и для детей, юмор является хорошим средством разрешения конфликтов и корректировки поведения. Нестандартность содержания указаний, нетипичность поведения родителей удивляет и открывает закрытые умы детей.
-
- Дети, вы слишком шумите, я схожу с ума, – с этими словами мама водружает себе на голову газету и начинает танцевать. Только что ссорившиеся брат с сестрой от неожиданности замирают. - Мама устала, вы – тоже. Пойдемте, поможете мне разобрать продукты, – попросила мама.
-
- Сегодня я разговаривал с твоим велосипедом, – сказал папа. - Он мне пожаловался, что если пятилетний хозяин его не помоет, он будет вынужден уйти скитаться по белому свету.
Чтобы дать ребенку возможность вас второй раз послушаться, можно использовать прием «Перемотка». Дети знают, что в любой аудио- или видеозаписи есть функция повторения.
- Димочка, сними, пожалуйста, белье с балкона, - просит мама.
- Нет, мама, - возражает Дима.
- Перемотка, - немедленно говорит мама, возвращается назад и снова заходит в комнату. - Сними, пожалуйста, белье с балкона.
Такой метод обычно приводит к смеху и исполнению просьбы.
Комментарии
Маринка 2012.08.06 21:23
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий