Дженерики - адекватная замена?
Многие фармацевты сходятся во мнении, что оригинальный препарат — это оригинал, а дженерик — это его копия, которая не обладает идентичными свойствами оригинала. Однако, как показывает практика, дженерики становятся более популярными и востребованными, чем оригинал, благодаря более доступной цене. Насколько они способны заместить оригинал?
Истечение срока действия патентов на ряд распространенных лекарственных средств оценивается в 150 млн. долларов США в период 2010–2017гг. Это открывает новые возможности для производителей дженериков.
Чтобы подстраховаться, все фармацевтические бренды стараются защитить свои права изготовителя, используя при этом всевозможные методы, и самым популярным и надежным среди способов является юридический экземпляр, который предоставляет патентное право. В данном документе оговаривается условие, согласно которому воспроизводство медицинских препаратов с использованием разработанной формулы оригинала может быть запрещено в течение нескольких лет. В разных странах этот показатель различен, и может достигать 20 лет.
Распространение хронических заболеваний, появление новых болезней и общее старение населения — вот основные причины, обусловившие все возрастающее давление на государственные структуры в плане ограничения стоимости препаратов и снижения расходов на здравоохранение.
Согласно прогнозам ближайшие годы будут ознаменованы значительным ростом глобального рынка фармацевтических препаратов-дженериков. Причина этого — истечение срока действия патентов на несколько распространенных лекарственных препаратов, а также усилия ряда государственных структур и медицинских учреждений, направленные на снижение стоимости лекарств. При этом следует ожидать сдвига баланса расходов на здравоохранение и прибыли от продаж с развитых рынков в сторону развивающихся, к числу которых относятся рынки Бразилии, Индии, Китая, России, Турции и Южной Кореи. Это страны имеют огромный, еще не освоенный потенциал.
Новое исследование компании Frost & Sullivan (международная консалтинговая компания) "Анализ мирового рынка дженериков" ("Generic Pharmaceuticals Market — A Global Analysis"),
показало, что в 2010г. совокупный доход от реализации лекарственных препаратов составил 123,85 млрд. долларов США, а к 2017г. ожидается, что он достигнет 231 млрд. долларов США. Совокупные темпы годового роста (CAGR) будут составлять 9,29% в период 2011–2018гг. Данное исследование охватывает рынок США, а также стран Европы (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция) и Азии (Индия, Китай)."В период между 2010 и 2017гг. истекает срок действия патентов на несколько распространенных лекарств стоимостью 150 млрд. долларов США, что вызовет рост глобального рынка фармацевтических препаратов-дженериков, — отмечает аналитик Frost & Sullivan. — Кроме того, мы наблюдаем тенденцию сдвига в сторону областей с меньшим уровнем конкуренции, но высоким уровнем коммерческой привлекательности, таких как производство сложных дженериков, специальных дженериков и биоаналогов".
Ведущие глобальные производители дженериков активно заключают стратегические союзы с известными фармацевтическими компаниями.
Их цель — получить маркетинговые права и исключительные разрешения на производство непатентованных версий таких популярных марок, как, например, LIPITOR, Cozaar и Crestor и другие. Лидеры рынка, такие как Teva, Sandoz и Mylan, уделяют все больше внимания биоаналогам, поскольку работа в этом сегменте обеспечивает конкурентные преимущества и возможность получать огромную прибыль благодаря высокой марже.Вместе с тем, рост рынка дженериков может быть ограничен более строгими государственными мерами в плане регулирования фармацевтической отрасли и ограничения цен. Это может повлечь снижение маржи для производителей дженериков.
По мере увеличения конкуренции производителям дженериков придется с большей осторожностью выбирать продуктовые сегменты и время вывода лекарств на рынок.
"Крупным международным производителям дженериков будет целесообразнее фокусироваться на продуктах, имеющих технологически сложные рецептуры, требующих значительной нормативной поддержки или использующих сравнительно редкие активные фармацевтические ингредиенты,
— советует аналитик Frost & Sullivan. — Компаниям небольшого и среднего размера следует сосредоточиться на продуктах с относительно высокой маржей".Кто потребляет дженерики?
В странах, где система патентной защиты достаточно хорошо развита, потребители могут сначала приобрести препарат-оригинал, а потом, спустя определенный отрезок времени, на рынке медицинских средств появится препарат-дженерик, который априори будет пользоваться еще большей популярностью, чем бренд (благодаря более низкой цене).
Показатели статистики говорят о том, что в РФ процент дженериков достигает 95%, в других странах данных показатель значительно меньше. К примеру, в Великобритании — не более 50%, в Японии и Германии — 30%, в США — менее 15%. Все это говорит о том, что заоблачная цена оригинальных препаратов для нашего здравоохранения неподъемна. Но дело даже не в этом. Были бы дженерики хорошего качества…
Слета Марина
www.medpulse.ru
Комментарии
ПАЛНИК 2012.02.29 03:57
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий