Русской водки нет...
«Водка - наше всё, не трогайте её!» - таков глас народа. «Жизнь российского человека вне водки немыслима. Это глубинная связь, замешенная на физиологии и на мистике», - говорит о водке совесть современной интеллигенции Андрей Макаревич
«Где водка, там и родина», - писал о ней главный острослов образованной публики Сергей Довлатов.
Пить не по лжи
Мы свято уверены, что водка была всегда, что это наше изобретение. И без всяких натяжек: народ и интеллигенцию объединяет только водка, это наша единственная национальная идея. И наш единственный бренд, который признаёт Запад и весь мир. Но почему же тогда в прошлом году мы так скромно пропустили 75-летний юбилей этого главного национального напитка? Ведь только в 1936 г., после введения государственного стандарта, он получил официальное название «Водка» - его впервые стали печатать на этикетках. А до того он назывался «казённым вином».
Уверен, что водочные патриоты пропустят и следующий, 120-летний юбилей водки, который нужно отмечать 1 января 2015 г.
В этот день в 1895 г. запустили массовое промышленное производство напитка из смеси спирта-ректификата и воды, который мы сегодня и называем водкой. Правда, тогда он именовался «столовым» или «очищенным вином».
Что было с водкой до этого? Ничего. Её не было, потому что не могло быть. Не могли русские ратники принимать её по 100 грамм на грудь перед боем, потому что первые ректификационные колонки, необходимые для производства водки, появились только в 1820-е.
Десять лет спустя их запатентовал бывший шотландский полицейский Аэнас Коффи, боровшийся с нелегальными вискикурнями. Потом потребовались ещё десятилетия на доработку, и ближе к концу ХIХ в. в колонках научились делать спирт-ректификат - чистейший 96-процентный раствор этанола.
Интересно, что на родине виски ректификационные колонки не привели к гибели скотча, а в России хлебное вино они угробили. Его всегда делали в перегонных кубах (по их принципу сделан самогонный аппарат). В результате получался дистиллят,
похожий на качественный зерновой самогон, - так делают до сих пор коньяк, хорошие бренди, виски, ром и другие традиционные напитки. Но получить чистый химикат 96%-ного этанола (спирта), необходимый для водки, на такой технике было просто невозможно. А когда в 1895 г. народного здравия ради ввели винную госмонополию, то все зерновые дистилляты запретили, разрешив вместо них раствор спирта-ректификата в воде. Это и стало гибелью хлебного вина и рождением напитка, который сегодня называют водкой.Почему же мы не признаёмся в том, что водке не 1000 лет, что это совсем не наш национальный напиток, что если «веселие на Руси есть пити», то пити совсем не водку? Почему не признаёмся, что хлебное вино и водка - два принципиально разных напитка с разным действием на мозги, потроха и душу?
«Потому что психологическая установка о том, что водка - наш старинный национальный напиток, впитана буквально с молоком матери, этот миф вошёл в нашу плоть и кровь, и ложь стала правдивее правды», - считает Владимир Нужный, известный токсиколог, доктор медицинских наук, человек, очень много сделавший для развенчания водочного мифа.
Чем не сивуха?
Многие всё равно не верят в то, что водка радикально отличается от русского хлебного вина. Специально для них Владимир Нужный устраивает сеанс разоблачения водочной магии и мистики (привет Макаревичу): «Принципиальное отличие традиционных дистиллятов от водки - наличие микропримесей, в быту их называют сивухой или сивушным маслом. От них всегда пытались избавиться производители чистого спирта-ректификата, потому что в их состав преимущественно входят высшие спирты, считающиеся очень токсичными. А ректификат - чистый этанол, без примесей, и значит - безопасный. Но по иронии судьбы всё оказалось наоборот. Некоторые высшие спирты тормозят вредные эффекты этанола (см. рисунок).
Здесь нужно объяснить, что токсичен не столько он сам (этанол в первую очередь вызывает опьянение),
сколько образующийся из него под действием особого фермента ацетальдегид. Это настоящий канцероген, и с ним связаны почти все токсичные эффекты алкоголя, включая и тяжёлое похмелье. Так вот, высшие спирты из сивушного масла связываются с ферментами и тормозят превращение этанола в ацетальдегид. В результате он вырабатывается медленнее и печень успевает нейтрализовать его прямо на месте образования. Благодаря этому он не разносится по всему организму и не оказывает своего вредного действия.Часто возражают, что высшие спирты в сивухе вреднее этанола. Это правда, они токсичнее в 1,5-3 раза. Но только в том случае, если их принимать в таком же чистом виде, как и этанол в водке. А в дистиллятах их количества мизерные, и поэтому они ведут себя иначе. Их не хватает для токсичного действия, но достаточно для снижения токсичности этанола. Поэтому коньяк, виски, ром, граппа, текила, хороший самогон и другие дистилляты менее вредны, чем водка».
Александр Мельников
www.aif.ru
Комментарии
Вивьен 2012.10.02 09:46
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий