Дезодорант, инъекции, операция...
В 10?м классе я стала замечать, что стоит мне поволноваться – на любой контрольной, при вызове к доске – и меня бросает в пот. Блузку можно было просто выжимать. А ноги – ледяные
Дезодоранты и антиперспиранты не помогали совершенно. Пришлось отказаться от обтягивающей одежды. Обследования у эндокринолога ничего не дали. До тех пор пока я не попала к специалисту и не узнала, что у меня – гипергидроз (психогенная потливость).
Ухожу в монастырь!
На самом деле те, кто страдает от локального гипергидроза – обладатели мокрых ладоней, ног и подмышек – абсолютно здоровые люди, а повышенная
потливость такая же их особенность, как цвет глаз или форма ушей. Живи они с потными подмышками в другое время, когда не было вездесущей рекламы антиперспирантов, никто бы и не обращал внимания на разводы на одежде. И сами бы они не считали себя больными.
Тем не менее у этой физиологической проблемы серьезные психологические последствия. Человек зацикливается на своей беде, стесняется окружающих, превращается в социофоба.
Меня эта напасть превратила в ходячий комплекс. Мне казалось, что о моей проблеме догадываются все. Стала сторониться друзей, потеряла подружек. С трудом окончила школу, отказалась от поступления на иняз. Лишь под давлением родителей пошла на курсы английского. Специально выбрала те, где занятия начинались довольно поздно.
Наступление по всем фронтам
Подмышечный гипергидроз впервые проявляется в возрасте полового созревания. Чаще всего – это наследственная предрасположенность. Иногда подобная проблема возникает после гормонального всплеска, вызванного родами, беременностью, абортом. Обычные дезодоранты при этом не помогут. Интенсивность потоотделения при гипергидрозе несопоставима с той, на что рассчитан обычный антиперспирант.
Весьма распространен миф, что подмышечный гипергидроз как-то связан с эндокринными проблемами. Но при болезнях щитовидной железы эта зона сухая, зато потеет туловище и, как правило, ночью, но обильный пот вызывает любое, даже незначительное волнение.
Как правило, больной гипергидрозом за один раз теряет больше стакана пота. Врачи ставят диагноз по пятнам на одежде: когда пятно на кофточке больше 5 см. Мужчины жалуются, что костюм приходится менять ежедневно, при себе держать на работе несколько резервных сорочек.
С этой напастью пытаются бороться разными средствами. Один из самых популярных – алюмохлоридные антиперспиранты – достаточно эффективное и экономичное средство.
Но алюмохлоридные антиперспиранты ни в коем случае нельзя наносить утром или сразу после душа, а также между делом на потные подмышки. Такие строгости оправданы: контакт средства с водой может привести к химическому ожогу.
Если антиперспирант не подействовал с первого раза, нужно повторить процедуру 2–4 вечера подряд. А потом определить интервал нанесения. Обычно достаточно раз в 4–5 дней – пробки, закрывающие путь поту, образуются на этот срок. Некоторым педантичным пациентам удается долго и эффективно пользоваться алюмохлоридами – 3–4 года. Но у части пациентов потоотделение превышает возможности этих антиперспирантов. 40% пациентов алюмохлориды не помогают: поначалу средство действует, а потом пот пробивает пробки. Может начаться гидраденит – воспаление апокриновых потовых желез, так называемое «сучье вымя». Тогда пользоваться алюмохлоридами нужно тут же прекратить.
Крайние меры
В конце концов на одном из медицинских порталов я прочла, что при моей проблеме помогает операция симпатэктомия. Правда там же врачи спорили друг с другом, оправдана ли она, уж больно велик риск осложнений. Но они меня уже не пугали. Хотелось избавиться от потливости любой ценой.
Симпатэктомия (воздействие на симпатическую нервную систему) – и впрямь крайняя мера, на которую отваживаются те, кому другие способы лечения гипергидроза не помогли. Операция проводится эндоскопически через проколы под мышками. Она может оказаться очень эффективной, но возникающие побочные эффекты – теперь потеть будут не подмышки, а туловище, участится пульс – заставляют многих врачей отказываться от этой методики. Сегодня большинство специалистов признают, что симпатэктомия оправдана только при выраженном ладонном гипергидрозе (потных ладонях).
Другие виды операций – различные локальные иссечения, удаления потовых желез, кюретажи и даже выбривание подмышки изнутри тоже небезопасны: вместе с потовыми железами врач удаляет другие структуры,
На волю!
И тут я прочла, что гипергидроз лечат инъекциями ботулотоксина, которыми убирают морщины. Стала искать клинику. Очень боялась уколов. Оказалось, совсем не больно. Весь следующий день – о чудо! – я проходила в одной футболке. Менять ее не потребовалось.
Специалисты восторги своих пациентов разделяют: инъекции ботулотоксина – и впрямь отличный метод, поскольку помогает большинству и не имеет побочных проявлений. О наступившем эффекте можно судить через 2–3 недели. Подмышки остаются сухими полгода-год-полтора (кому как повезет). Затем уколы повторяют.
Особых ограничений после инъекций нет. Разве что не стоит посещать солярий, ходить в баню, пить алкоголь – быстрее пройдет эффект, подмышки скорее станут влажными.
Пациенты часто спрашивают: а не опасно, что теперь поры в этих местах не работают, не увеличивается ли нагрузка на почки. Проблема в том, что у потоотделения только одна задача – терморегуляция. Потовые железы не выводят токсины. С этим должны справиться нормально работающие почки.
Ваш комментарий