Восстановление утраченных органов постепенно перестает быть научной фантастикой
Молекулярные биологи выяснили, что с регенерацией тканей связан определенный ген - p21. Статья, описывающая работу исследовательского коллектива из университета Вашингтона и института Вистара (США), опубликована журналом PNAS - Proceedings of the National Academy of Science. Ученые выяснили, что у трансгенных мышей линии MRL, ранее замеченных в ускоренной регенерации, отключен p21 геном. Это открытие может сослужить хорошую службу медикам.
Линейные мыши
Биологи называют линией группу животных, которая имеет одинаковый генотип и получена, как правило, многолетним близкородственным скрещиванием или при помощи генной инженерии. Ближайший, но не совсем точно совпадающий с «линией» термин - «порода».
Удивительные свойства мышей линии MRL были открыты случайно еще в 1998 году. Тогда Эллен Хебер-Катц (Ellen Heber-Katz), специалист Вистаровского института в США, проводила экспемент с мышами, которых изначально собирались использовать для изучения аутоиммунных заболеваний, в частности волчанки.
Мыши, с точки зрения биологов, все «на одно лицо» и их надо как-то различать между собой. Вешать бирки - неподходящий для столь мелкого животного способ и потому Хебер-Катц попросту прокалывала грызунам уши. Ушная раковина у мышей тонкая, серьезного дискомфорта им эта процедура не доставляет, так делают во многих лабораториях мира и процедура нанесения меток относится к числу самых рутинных.
С мышами линии MRL все оказалось намного интереснее. У них проделанные отверстия зарастали намного быстрее, чем на всех прочих линиях лабораторных животных. Через некоторое время необычный эффект привлек внимание ученых. Мышам стали целенаправлено пробивать уши,
За что ставить памятник лабораторной мыши?
Примером подобного эксперимента наших дней может служить, например, изучение скорости заживления ожогов на крысах в зависимости от того, сидит ли животное в отдельной клетке или с другими крысами.
К сожалению, обойтись без таких опытов пока нельзя, так как культура клеток кожи, к примеру, по определению не может реагировать на психическое состояние животного. А если речь идет о восстановлении функций мозга после инсульта или заживлении костей после переломов? Вне организма выяснить все детали подобных процессов невозможно. Да и получить культуру клеток мозга можно только если вначале вырезать фрагмент ткани из животного - с жизнью это,
как правило, несовместимо.Выяснилось, что MRL мыши способны если не отращивать себе конечности, то по крайней мере восстанавливать поврежденные пальцы, а скорость заживления ран у них существенно больше, чем у обычных мышей. Оставалось понять почему это происходит и можно ли рассчитывать на воспроизведение этого эффекта.
Генная головоломка
Выяснить то, какой именно ген отличает мышей с необычной способностью к регенерации от обычных грызунов было непростой задачей. Ее решение упростило то, что ген p21 уже был известен исследователям как играющий важную роль в регуляции процессов клеточного деления.
Помимо идентификации роли p21 в процессе регенерации и восстановления соединительной ткани,
Что последует за этим? Увы, пока что не клинические испытания лекарств, способных восстановить утраченные конечности. Так как ген p21 вовлечен в самые разные процессы, подходить к изменению его активности следует достаточно осторожно, утверждают ученые. Клеточное деление - это не только регенерация тканей, но и рост опухолевых клеток. Чтобы научиться избирательно ускорять восстановление здоровых клеток без стимуляции злокачественных, ученым потребуется время на проведение дополнительных экспериментов.
Gzt.ru
Ваш комментарий