Недоношенный ребенок.... Желанный и проблемный
Родился младенец. Вес — 500 граммов… Этим почти никого сегодня не удивишь. Выходили, отправили домой. А что же дальше? Осталось только вырастить. Всего и дел! А проблемы между тем остались. Какие проблемы уйдут, а какие останутся навсегда — об этом знают только врачи. К чему должны быть готовы родители?
Для "Правды.Ру." своими наблюдениями о детском здоровье поделился Андрей Валерьевич Писклаков, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детской хирургии Омской государственной медицинской академии, хирург- неонатолог, хирург- универсал. Оперировал 700- граммового младенца. Начинал работать "земским врачом" — в районной больнице. По его словам, перестал спать на дежурстве, когда профессионально созрел, т. е. стал прокручивать в голове возможные ошибки. Считает, что врач должен обладать в первую очередь таким человеческим качеством, как милосердие.
— Мы живем в мире клише: кавказском долголетие, сибирское здоровье… А есть ли на самом деле это самое сибирское здоровье. Особенно у детей? Или это только миф? что можно сказать о детском сибирском здоровье?
-Думаю что это не совсем не миф, но в месте с тем сказать что у всех со здоровьем у всех благополучно — тоже неверно. К сожалению у нас в России нет культа здоровья. Ни взрослого, ни детского. Живут по поговорке: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится" Поэтому так велика доля запущенных случаев заболеваний. Да что греха таить, доля асоциальных элементов, у которых дети практически беспризорники при живых родителях тоже не уменьшается. Ну, и самое печальное, что это проблема требует больших капиталовложений.
-У каждого региона- свои особенности, характерные для здоровья детей…
-В Омске достаточно серьезно обстоит дело с некратизированным нейроколитом, т. е с патологией кишечника который вызывается гипоксией после и во время родов, и различными инфекционными заболеваниями. Ну это ситуация с которой мы боремся, даже ее стабилизировали, т. е. дети погибают с ним реже. Что касается пороков развития, то мы пришли к тем цифрам которые являются стандартами для развитых здравоохранения. В том что в принципе хирургия новорожденных это зеркало, уровня здравоохранения детской хирургии в регионе. Летальность детей при пороках развития соответствует средним данным крупных центров хирургии новорожденных.
-Как здесь могла бы помочь перинатальная диагностика?
-Роль ее в выявлении и профилактике пороков развития просто огромна! Как известно имеется три уровня перинатальной диагностики.
Первый самый широкий. Это женские консультации. Чаще всего перинатальная диагностика как начинается, так и заканчивается на этом самом первом и…увы, самом низком уровне. Эффективность ее не превышает 50%, т. е половину пороков не находят. И порок развития иногда бывает сюрпризам (не приятным сюрпризам) и для родителей и для нас, врачей Проблема в кадрах, ведь на первом уровне диагностики делает УЗИ акушер-гинеколог. У него голова занята совсем другим. Ему нужно, чтобы беременность протекала благоприятно. И пороки развития требуют специфических навыков диагностики.-Этим должны заниматься перинатологи?
-Да. Но они находятся на втором уровне. И далеко не так распространены. Это областные и городские перинатальные центры. Лучше всего пороки диагностируются на 20,22 неделе. И если диагностика проводится не акушерами-гинекологами, а перинатологами, то диагностируется до 95% пороков развития. …Когда рождается ребенок инвалид, мой опыт сообщения с этими семьями говорит, что такие семьи распадаются.
-Уходит мужчина?
-Да. Мужчины не способны к самопожертвованию по отношению к ребенку инвалиду. Женщины остаются один на один с этим горем. Ладно если бабушки, дедушки рядом, а если нет? И мы при некачественной перинатальной диагностике вешаем на государство содержание двух людей: инвалида — ребенка.
И женщину, которая не может работать и кладет свою жизнь на алтарь борьбы с инвалидностью.— Как вы относитесь к тому что сейчас приняты решения о выхаживание 500-сот граммовых малышей? Каков уровень их здоровья? И что получится в итоге?
- К сожалению, у нас опыт выхаживание 500-сот граммовых малышей минимальный. Но 700-сот граммовых мы оперировали. Сошлюсь на опыт работы американских педиатров- неонатологов, у которых опыт выхаживание малышей с экстремально низкой массой тела (экстремально недоношенностью) лет 30-40. Резюме их исследования: экстремальную недоношенность надо профилактировать, а не лечить. Мы должны стараться что бы женщина доносила ребенка.
-Но почему? Они-то уж умеют выхаживать?!
-Когда рождается ребенок 500-сот граммов, он… абсолютно не зрелый. И у этих детей очень часто возникают проблемы с формированием слухового анализатора, т. е. они очень часто глухи. У этих детей очень часто возникают проблемы с формирование зрительного анализатора, т. е. у них нарушение зрения. Потому что в принципе этот ребенок еще должен быть в утробе матери больше половины срока.
Мы не можем обеспечить, то абсолютное комфортное состояние ребенка в утробе мамы. Даже для доношенного ребенка рождение — это стресс. Из состояние тепла, абсолютной сытости и темноты он появляется на свет, где холодно, голодно, сухо. Он должен адаптироваться к этому свету. И вот представьте, пятисотграммовый ребенок рождается, ведь 24 неделя — это килограмм веса, полукилограммовый — это меньше 20 недель. И естественно, процессы нормального развития не идут как положено.— Есть отдаленные результаты у американцев? Как складывается судьба у этих детей?
-Вывод я сказал — не лечить, а сделать так, чтобы мать доносила ребенка. А вот на основании чего эти выводы сделаны: по американским данным конца 80-х гг. три четверти этих детей имеют серьезные нарушения со стороны здоровья, развития центральной нервной системы, слуха, зрения. А четверть — это дети (уже взрослые), которые ведут асоциальный образ жизни: либо преступники, либо бомжи. т. е. это проблема для общества. Так что все усилия надо бросить на вынашивание ребенка!
Ирина Савченко
Ваш комментарий