Играю - значит, существую
Многие родители считают детские игры легкомысленной забавой, пытаясь провести черту между бесполезной возней малыша и более серьезными занятиями. Такой подход, по мнению психологов, в корне неверен. «Играю - значит, существую», - вот как можно охарактеризовать логику вашего чада. Поэтому выбор игрушки - дело ответственное. Она должна нравиться малышу, быть безопасной, развивать его и соответствовать возрасту...
Для чего нужна игра?
Детские психологи и педиатры насчитали с полсотни сложных задач, которые ребенок решает в буквальном смысле играючи, но лишь три из них являются самыми важными.
1. Универсальный способ общения. Языком игры малыш овладевает раньше, чем произносит первые слова. В 4-5 месяцев он уже готов разговаривать с вами на этом удивительном наречии.
Закройте лицо руками, затем отнимите их на мгновение и снова заслонитесь от ребенка. Повторите несколько раз и подождите, что будет. Присмотревшись к происходящему, малыш уловит последовательность действий, угадает ваше появление и улыбнется своему маленькому открытию. Это первая игра вдвоем, правила которой понятны без слов.
Вот что интересно: по тому, как лепечет младенец, можно определить, на каком языке говорят его родители. Если вы переедете за границу и возьмете 4-6-месячному малышу няню-иностранку, контакта на вербальном уровне у них не получится: звуковой строй и интонации чужой речи поначалу покажутся ему незнакомыми и пугающими. Но язык игры во всем мире универсален, он-то и поможет наладить взаимопонимание.
Еще один существенный момент. Игра дает возможность родителям и детям общаться на равных. Она позволяет малышу обрести психологическую свободу, отсутствие которой приводит к неврозам, страхам, депрессии.
Быть ребенком - задача не из легких! Чувствовать себя маленьким, всецело зависеть от взрослых, соответствовать их требованиям, не нарушать запреты, делать не то, что хочешь, а то, что положено,
- все это слишком скучно и обременительно для детской психики.Выручает игра, позволяющая меняться ролями (потому-то малыши так любят изображать маму, папу, воспитательницу из детсада, учителя) и избавляющая от накопившегося нервного напряжения.
2. Путеводитель по окружающему миру. Психологи утверждают: пустых забав у ребят не бывает. В познании мира все без исключения детские игры - деловые. Первая и наиглавнейшая игрушка для ребенка... - он сам.
Рассматривая собственные ручки-ножки и играя с ними, младенец разбирается, что к чему в его теле, учится ориентироваться в пространстве. Крышечки, чашки, кастрюльки, расчески, варежки, пинетки и прочие предметы обихода в первые годы жизни подчас интересуют его намного больше, чем традиционные мишки, зайки и матрешки.
Археологи обнаружили, что так называемые изначальные игрушки, забавлявшие малышей на заре человеческой цивилизации,
были уменьшенными копиями существовавших в то время орудий труда. Многие из них дошли до наших дней только в таком, детском варианте. Например, лук, стрелы, бумеранги и юла, прообразом которой было особое сверло - коловорот.Психологическая аксиома: знания, подкрепленные живым интересом и положительными эмоциями, легче усваиваются и дольше сохраняются в памяти. Хотите научить ребенка чему-либо - играйте с ним! Из мам и пап, сохранивших вкус к игре, получаются замечательные педагоги, а их дети вырастают уверенными в себе, психологически защищенными от жизненных неурядиц.
Чтобы приобщить маленького Паганини к музыке, отец с ранних лет запирал его в чулане с неразлучной скрипкой. За славу великого скрипача Николо заплатил психическим здоровьем - по воспоминаниям современников, он был очень нервным и неуравновешенным человеком. Трудному детству маэстро Паганини не позавидуешь.
С точки зрения детских психологов,
дошкольникам и ученикам младших классов, получающим образование по усиленной программе или посещающим музыкальную школу, нужно ежедневно выделять дополнительные часы для игр. Ребенок, не наигравшийся в положенное по возрасту время, подрастая, плохо адаптируется к взрослой жизни и становится потенциальным кандидатом на прием к психотерапевту.3. Зарядка для воображения. «Он играет», - говорим мы о малыше, выставившем пластмассовых воинов против кукольной армии гномов, артисте, выступающем в спектакле, и пианисте, исполняющем музыкальное произведение. И это не случайное совпадение.
Психологи считают детскую игру первой ступенькой на пути к восприятию высокого искусства. Она развивает творческие способности и дает простор фантазии, пробуждая в детских душах задатки изобретателей, музыкантов, актеров, художников, поэтов. И учтите важный нюанс: чем игрушка проще и незамысловатей, тем она больше тренирует воображение вашего малыша.
Илона Милова
Ваш комментарий