Взаимоотношения врача, общества и пациента
Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.
Позицию обывателя хорошо иллюстрирует пример, который я неоднократно наблюдал во времена работы на скорой помощи. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода - виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.
Другой пример, корреспондент Б. одной известной газеты сломал руку и обратился за помощью к известному уважаемому ортопеду, ему накладывают гипсовую повязку. Рука естественно болит, гипс мешает. Б. – человек активный, он ищет «современный» способ лечения. На поиски уходит месяц, кость за это время срослась, но он находит нужного специалиста, который снимает уже не нужную ему повязку и объясняет, как надо бы правильно лечить перелом (естественно предложенным им методом). В результате обычной бытовой травмы появляется огромная статья в центральной газете. В этой статье выздоровевший автор ругает старого профессора за его устаревшие методы лечения гипсом и расхваливает новое прогрессивное лечение, которым он, к сожалению, не смог воспользоваться. Вот так, не он сам виноват получив травму по неосторожности, а врач, который назначил ему гипсовую повязку на слишком длительный срок. Можно конечно сказать, что больные иногда ведут себя как дети. Но этот «ребенок» причинил уважаемому человеку моральные страдания, поставил под сомнение его репутацию, и все это безнаказанно. Вопрос этики поведения третьего участника этого скандала – прогрессивного врача, который не погнушался такой саморекламы, не будем обсуждать.
Что же читатели? Я часто встречал такую реакцию: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».
Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.
Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».
С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.
Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы,
доводя его до сердечных приступов».Да и часто ли пациенты выполняют рекомендации врача? Бывает так, предстоит длительное трудное лечение, которое предполагает некаторе изменение образа жизни. Это часто бывает в моей специальности – ортопедии. К примеру, заболевание, именуемое артроз тазобедренного сустава. Убеждаешь, надо больше ходить, надо заниматься лечебной физкультурой, надо строго дозировать нагрузку (это главное), ну и принимать медикаменты конечно. Приходит пациент через две недели и говорит: «Лечение не помогает, чем еще сустав помазать?» и добавляет раздражено: «Я работаю, целый день на ногах, заниматься физкультурой - нет времени, ходить – ноги болят». В конце концов, находит такой пациент своего врача, свое лечение – много всяких таблеток и мазей, которые он долго принимает, проклиная медицину за дороговизну и неумение лечить. Ясно, что болезнь этого человека началась еще в школьные годы, - тогда ему не привили любовь к движениям и физическую культуру.
Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы…
Профессия врача – особая специальность, в ее основе – любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить – самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят - медицина это профессия от бога.
Некоторые личностные качества врача (индивидуальные особенности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой профессиональной деятельности.).
Терпение и терпимость. Чего только не приходится выслушивать врачу, как только не реагирует пациент на болезнь. Мне крайне неприятна бестактность типа: «Вам бы так.
Имидж врача. Мне не представляется это качество таким уж важным. Кто-то предпочитает врача-мужчину, кто-то женщину, старого или молодого врача. Кому-то симпатичны «интеллигентные» врачи, а кому-то простые в обращении, грубоватые. На всех не угодишь. Даже национальность имеет значение. В Киргизии в 90 годы (в то время на волне демократии из системы здравоохранения были вытеснены врачи славянской внешности), я наблюдал такую сценку. Заглядывает киргиз в кабинет врача, восклицает «Ух, у такого доктора я уже был, мне к русскому врачу надо» и быстро захлопывает дверь. В Москве в настоящее время, каких только национальностей не встретишь в поликлинике или в больнице. Ну и на здоровье.
Честность. Это качество требуют от врача даже самые отъявленные жулики. К сожалению, в наши дни оставаться честным – это проявление гражданского мужества врача. Это означает, что не назначая ненужных дорогостоящих лекарств, он не получит приличных процентов от фармацевтических компаний, что не проводя ненужных консультаций и операций или направляя пациентов к специалистам,
которые лучше разбираются в лечении данной болезни, он сам ограничивает количество своих клиентов, что назначая необходимое обследование и лечение, он может испортить отношения со страховой компанией, у которой свои взгляды на стандарт медицинской помощи. В конце концов, родственники честного врача скажут ему: «Почему ты такой бедный, если ты такой умный? Врач Иванов уже купил «бумер», а ты до сих пор нас на «шестерке» возишь!» Попробуйте тут устоять! А ведь многие врачи сохраняют честное отношение к пациенту, защищая его от коммерсантов, которые как мухи на г… слетаются на болезнь, от медицинских чиновников, от самого себя ценой собственного благополучия.Бескорыстность. Это сложный для меня вопрос, с одной стороны семью кормить нужно, а с другой понимаю, - дорого для этого человека, неловко как-то даже цену назвать (я работаю в коммерческой структуре). Многие молодые врачи адаптировались к рынку, бойко так называют свою цену, - сложный, - говорят у вас случай, меньше нельзя, - прямо как в автосервисе. Молодцы. Учится надо у наших «новых русских» красиво живут, гуляют, на чай в ресторане меньше 100$ не оставляют, но в расчете с врачом копейки не переплатят. Все рационально. Врач – не официант, он не будет в претензии, он обязан свой долг выполнять.
Суеверия. Мне кажется врачи (по крайней мере, старшего поколения) – самые суеверные люди. Правда, в этом никто из них не признается. Например, считается, что плохая примета - благодарить врача до полного выздоровления пациента. Врачу "не рекомендуется" отвечать на слова благодарности пациентов. И вот в ответ на «спасибо, доктор» выкручиваешься, «Не хворайте, всего вам доброго, не забудьте…». Глупо, конечно, но что поделаешь.
Угнивенко Василий Иванович,
врач, ортопед-травматолог, кандидат медицинских наук
Комментарии
Катерина Чумак 2013.08.06 16:33
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий