Как в старину на Руси царей лечили
Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО. Она рассказывает читательницам о том, как лечились в старину на Руси.
- Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней сердца, от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми "актуальными" в ХVI веке?
- В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть головной боли, трясавице - лихорадке, появляющейся при простуде, а также кашлю и очной болезни – заболеваниям глаз. Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, "безсильству и сердечному биению". Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие "иммунитет" появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно, появлялись не от хорошей жизни.
- И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?
- На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: "Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих". Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Ягоды, фрукты, травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, но также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене.
- Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?
- Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение. Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого "держит трясавица", то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта - необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.
Другой рецепт - для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, "чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит". Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию. В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог современной и столь популярной сегодня "чистки печени": пить сок полыни "по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник - примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром". Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.
- Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?
- Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали "петросильевой травой" и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к "нечистоте телесной", чтобы кожа стала гладкой и красивой.
Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: "капуста варена с семенем капустным и в питии прията - никакой человек в тот день не напьется пьяным". Такой отвар также "сладостен сон наводит".
- Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?
- У наших предков этих проблем не было.
Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный - значит, сытый, благополучный, богатый, а худой - синоним слова "бедный, малоимущий". Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт "тукость (тучность) наводит телу человеческому". И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.- Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?
- Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко. В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что "молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко". Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова "экология" в ту эпоху и не знали.
Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле - " тогда мокрость из груди выведет". Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной - шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.
Не забывали и о "птицах, к лекарству угодных". Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц - это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку "белок яичный холодит, а желток согревает". Яйца - хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой.
Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.- В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?
- Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз "в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися", а магнит "железо влечет к себе". Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему – мигом слетит с кровати, " как бы ее кто спихнул". Или когда царский врач советует воину носить алмаз, вправленный в рукоять оружия, с левой стороны - тогда он будет сохранен от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то он сделает безвредным любой яд.
Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство - жемчужины? Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: "золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит", писал лекарь Василия III.
- А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?
- Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья - душевная гармония человека. В основе ее - внутренняя работа над собой,
которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья: " накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления ".РЕЦЕПТЫ ВРАЧА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III
От кашля:
"Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял и глотать - оздоравливает легкие и от кашлю избавляет". "Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине - кашель тушит и легостно откашление творит". " Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет". "Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить - вредительный кашель у них уймется". "Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить – старый кашель уймет".
От головной боли:
"Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну - помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет". "Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе - болесть главная тушится". "Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим - вычистит мозг от мокрости, от которой главная боль бывает". "Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем – то пристоит тем, у коих глава болит".
От уныния и меланхолии:
"Елей из можжевелового дерева (масло можжевельника) принять с питьем - пользует меланхолиеву болезнь". "Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией". "Цвет розмарина растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда весельство наводит и кручину отгонит".
Евдокия ЛЕСНИКОВА
«Женское здоровье»
Ваш комментарий