Воспитание сказкой
Ваш малыш не хочет умываться, пить лекарство, есть суп? Что делать – наказать? А может, подтолкнуть его к нужным действиям, рассказав сказку?
Сказка – это не только способ развлечь ребенка. Сказки готовят детей к взрослой жизни, учат, как поступать в той или иной ситуации, наглядно показывают, к чему твой выбор может привести. Беря пример со сказочных героев, малыш находит свое место в обществе, выбирает для себя модель поведения.
Рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования МГППУ Мария Радионова.
«Направо пойдешь…»
Взрослым детство кажется самым счастливым и спокойным временем. Но не детям… Мир внутри ребенка хаотичен, мир вокруг ребенка непонятен. Нет жизненного опыта, который помог бы справляться с реальностью. Не хватает знаний, чтобы бороться с трудностями, незначительными для взрослых, но серьезными для малыша. Ребенок – самый маленький и слабый в мире взрослых. А сказка, показав ему полную трудностей взрослую жизнь, предлагает из каждой сложной ситуации спасительный выход.
1. «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»
Нарушение запрета может привести к трагедии или даже к смерти. Но если набраться терпения и подождать, опасности удастся избежать.
2. «А прямо пойдешь – смерть обретешь».
Проблема выбора возникает перед нами постоянно. От принятого решения зависит будущее. И как хочется, чтобы это решение было правильным.
3. «По щучьему веленью, по моему хотенью…»
Взрослые и те часто мечтают: вот появится золотая рыбка, и я у нее попрошу... Но что было бы, если бы наши желания удовлетворялись сразу и в полном объеме? Мечты, основанные на зависти, жадности, корысти и злости, ни к чему хорошему не приводят. («Аленький цветочек», «Морозко»).
4. «Лето красное пропела, оглянуться не успела…»
Многие сказки учат быть реалистом, не витать в облаках, строить дом не из соломы, сахара или льда, а из кирпича, даже если это тяжело и скучно («Три поросенка», «Пряничный домик»).
Во время чтения сказки происходит особое, интимное общение взрослого и ребенка. А еще ритуальные зачин и концовка защищают малыша от психологических травм. Ведь если сказочные ситуации перенести в обычную жизнь, они будут выглядеть как криминальная хроника. Разграничивая вымысел и реальность, вы оберегаете психику малыша.
«Скоро сказка сказывается…»
В сказках, имеющих древние корни, заложены те жизненные основы, которые помогут ребенку построить собственную систему ценностей.
Семья. Ценить и уважать семью, родителей, родственников учит почти каждая сказка. Самая показательная в этом отношении – «Репка». Только объединив усилия всех членов семьи, можно добиться результатов. Малыш должен понять, что, слушаясь старших, он гарантирует себе безопасность. За нарушением запрета следует расплата («Гуси-лебеди», «Аленушка и братец Иванушка»). Но и родители любят своих детей и готовы помочь им в любой момент. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. В сказках даже умерший родственник помогает сыну или дочке справиться с жизненными перипетиями («Крошечка-хаврошечка», «Сивка-Бурка»).
И сегодня может возникнуть ситуация,
когда отец женится во второй раз и родная дочь попадает в рабство к мачехе. Не отчаиваться, не опускаться до грубости и хамства, не уподобляться мачехе и ее дочерям, не терять доброты советует и Золушка, и девушка из «Морозко».Дом. Живя за каменными стенами городской квартиры, ребенку и в голову не приходит, что с его домом может что-то случиться. А вот в сказках с домиками любимых героев происходят страшные вещи, но создатели этих сказок не напугать хотели ребенка, а показать ему и хрупкость, и ценность семейного очага. Ведь дом – это не только стены, но и любовь, и взаимопонимание, и уважение людей, живущих в нем. Дом – не только внешняя защита, но и место, где можно спрятаться от житейских неурядиц («Кошкин дом», «Варежка»).
Брак. Чего хотят герои сказок? Очень часто – заполучить в невесты принцессу, а в женихи царевича. И дело тут не в меркантильном интересе жениться или выйти замуж за наследника престола, а в том, чтобы обрести достойного спутника жизни. Ведь, как показывают другие сказки, со сварливой женой или с черствым мужем жизнь не в радость.
Старость. Как часто помощниками в сказках выступают мудрые старцы, которые уже слабы физически, но обладают огромными знаниями. Старики дают совет или волшебное средство, и герой, а вместе с ним и ребенок понимают, что за внешней дряхлостью скрыта иная сила, которая может противостоять силе физической. К старым надо относиться с уважением: помогая им в том, чего они не могут, получишь то, что пока не знаешь.
Сочиняем сами
Итак, попробуем предъявить свои требования ребенку в иносказательной форме.
1. Определимся с героями – «Жил-был мальчик Коля (или принцесса из 25-й квартиры...)». Прекрасно, если вам удастся представить главного героя в шутливой форме.
Злодея можно выдумать – злой волшебник из замочной скважины, или взять уже готового персонажа – например, Бабу-ягу. Но не стоит на роль злодея приглашать милиционера или реального соседа дядю Леву.
Хорошо, если в доме уже живет готовый трикстер – ваш кот, пес или хомяк, который в сказке заговорит. Можно в этом качестве заявить любимую игрушку, которая в сказке оживет.
2. Возьмем волнующую вас проблему и предложим способы ее разрешения. Например, если не убирать игрушки, то придет злой волшебник и заберет их. «А по ночам из замочной скважины вылетает злой волшебник и забирает неубранные игрушки».
Воспользуемся классическим построением сюжета: завязка – развитие – кульминация – развязка. Постарайтесь придумать такой сюжет, при котором можно сделать несколько драматических поворотов. Ведь ребенок обязательно попросит продолжения.
Если вернуться к проблеме неубранных игрушек, сюжет может развиваться так: «Но злой волшебник успел забрать не все игрушки, остался старый одноухий заяц (учимся ценить героя не за внешность). Он вызвался помочь мальчику вернуть его друзей. Мудрая бабушка (воспитываем благодарность старшим за их советы) дает волшебный клубок, который приведет к спрятанным игрушкам»…
3. Не забываем о словах-заклинаниях.
Не бойтесь, что ребенок отнесется к сказке, как к чистому вымыслу, не имеющему отношения к его жизни.
Он слушает сказки с раннего детства и подсознательно впитывает их мудрость.«Скоро сказке конец, а кто слушал – молодец!»
Интересно
В сказках представлены четыре типа героев. И обязанности их четко разграничены.
Анима – идеал женщины, на который будет равняться девочка.
Аленушка: «Будь доброй и заботливой, и царевич обязательно обратит на тебя внимание».
Василиса Премудрая: «Послушание и скромность принесут богатство и счастье».
Царевна-лягушка: «Внешность – не главное».
Анимус – герой мужского пола. Следуя его примеру, мальчик должен вырасти настоящим мужчиной.
Мальчик с пальчик: «Будь находчивым и смелым, даже если ты самый маленький».
Илья Муромец: «Будь терпеливым и выносливым, не бойся трудностей».
Емеля: «Слушайся и уважай старших».
Злодей – хитрый и умный персонаж, который не только мешает главному герою, но и показывает ребенку, с какими трудностями он может столкнуться в будущей взрослой жизни, какими чертами могут обладать враги.
Трикстер – друг, помощник главного героя. Он может быть и человеком, и животным. Нередко обладает чувством юмора, его шутки не только разбавляют драматизм ситуации, помогают не падать духом, но и подсказывают правильное решение. Отношение главного героя к трикстеру учит ребенка ценить людей рядом с собой, независимо от их внешности или статуса (другом и спасителем в сказке может стать даже маленькая мышка).
Елена Густова
Комментарии
Инга Юдина 2020.06.27 09:23
Лилия 2020.06.23 09:26
Надежда 2020.06.23 06:52
Лилия 2020.06.23 06:31
Смотреть все комментарии - 15
Ваш комментарий