Сила дневного сна
«Спать хочется!» Все, безусловно, помнят эту трагическую Чеховскую историю про девочку-няньку, которая задушила беспокойного ребенка, не дававшего ей хоть немного поспать. О том, что пытка бессоницей — одна из самых страшных, знают многие.
К счастью, ее сейчас никто не применяет: до крайностей в современном мире не доходят. Но мы сами ежедневно устраиваем себе мини-мучение, не давая мозгу расслабиться днем. А ведь ученые еще 20 лет назад доказали — дневной сон необходим каждому человеку, как, к примеру, стакан воды в жару. Побеседовать на тему дневной сонливости мы решили с главным знатоком в этой области — доктором биологических наук из Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН Владимиром КОВАЛЬЗОНОМ.
Не сон — не явь
— Владимир Матвеевич, спать хочется 9 из 10 сотрудников нашего отдела, особенно после обеда. Я специально опросила каждого. По их словам, все снуют в столовую — кто за кофе, кто за энергетиками, лишь бы не клевать носом за компьютером.
— Полежали бы минут 20 с закрытыми глазами — и сонливость бы как рукой сняло! — советует Ковальзон.
— Но ведь не принято это в нашем обществе, да и негде, — не уляжешься же спать посреди журналистского зала или на верстке. Вот на Западе, я слышала, уже открывают в офисах специальные кабинеты сна. Сотрудники туда записываются за месяц — и всего-то-навсего, чтобы полежать 15 минут. Но, может, это просто капиталистическая блажь?
— Ничего подобного, просто там, наконец-то, осознали простую истину — человеческий организм должен синхронно работать с солнечным ритмом, — поясняет Владимир Матвеевич. — Рассмотрим эволюцию «сонной» теории с первобытных времен. Уже не раз доказано, что все древние люди ложились с солнышком, с солнышком вставали и еще в течение дня умудрялись поспать по часику, да два раза! Жители Новой Гвинеи до сих пор придерживаются этого ритма — дополнительно ложатся поспать где-то в 12 и 16 часов. В нас этот ритм тоже сохранился, в ком-то больше, в ком-то меньше. Но цивилизация отучила нас от дневного сна — ради трудовых рекордов мы пошли вразрез со своей природой. Отсюда у гомосапиенсов и стали развиваться вегетососудистая дистония, метеочувствительность, синдром хронической усталости, быстрой утомляемости. Таких хворей у древних не было точно.
Американцы первыми «договорились» с мозгом
Что же происходит с мозгом,
когда он не отдыхает днем? По словам Ковальзона, наш главный орган просто не может подолгу работать без отдыха. В нем накапливается аденозин — продукт клеточного обмена веществ. Вот когда этого аденозина накапливается много, у нас и наступает сонливость. Легкая кратковременная «отключка» в данном случае гораздо полезней, чем, к примеру, чашка кофе. Мозгу надо дать возможность расслабиться, избавиться от «отходов» активной жизнедеятельности. Иначе они могут привести даже к несчастному случаю.Первыми взаимосвязь между сонливостью и катастрофами доказали американские ученые в конце 80-х годов. Собрав статистику, они увидели, что все трагичные ЧП происходили около 1 часа ночи — это и Чернобыльская авария, и крушение корабля «Адмирал Нахимов». По всем научным выкладкам, именно в 1 час ночи у человека наступает один из пиков сонливости! Так значит причина аварий — в снижении внимания уставших операторов или стоящих у штурвала моряков, пришли к выводу американцы. На специально созванной комиссии «Сон, катастрофы и социальная политика» они договорились о немедленном введении определенного режима отдыха для представителей профессий,
требующих особого внимания, включая диспетчеров, моряков, хирургов, операторов атомных электростанций. Сказано там было и о введении во всех организациях дневного сна либо в 12, либо в 16 часов, что, как говорилось в докладе, «только способствует повышению эффективности труда» — пусть работник потратит немного времени на сон, зато потом будет работать с удвоенной энергией.Научите нас отдыхать!
— Впрочем, по-настоящему засыпать в эти часы вовсе не обязательно, — считает мой собеседник, — ведь многим для того, чтобы поспать часок, не больше, надо еще по-особенному настроиться. Иначе войдешь во вкус — и вся дальнейшая работа насмарку. Для таких «увлекающихся» те же американцы разработали программу ускоренной дневной релаксации «Сила дневного сна». Человека заводят в «кабинет сна», укладывают на кушетку и надевают наушники. Задачи уснуть не ставится, все, что требуется от клиента, — закрыть глаза и сосредоточиться на особых звуках. Нет, это не шум прибоя и не шелест листвы. Человек слышит преобразованные звуки мозга, его ритм, и это действует как самое лучшее расслабляющее средство. Сеанс такой терапии длится буквально 15 минут,
из кабинета сна офисные работники выходят как огурцы. Эффективность данной процедуры равнозначна часу полноценного сна.Но наши специалисты пошли еще дальше. Если у американцев «музыка мозга» усредненная — одна на всех, то в столичном Сомнологическом центре ее пишут под каждого конкретного человека. Сначала фиксируют ритм специальными датчиками, а затем перекладывают его на ноты. В первый момент кажется, что это простой набор звуков, но со временем начинаешь различать особую «мелодию». Даже те, у кого в голове «стучит молот», отмечают положительный эффект после прослушивания. На то и направлен данный способ — когда человек слышит звуки своего мозга, он неосознанно стремится гармонизовать их. Тяжелые звуки — поднять, слишком высокие — понизить. От этой работы и происходит релаксация. Кто бывал на сеансе, говорят, действует великолепно.
Кстати, есть еще один метод обретения бодрости — это производственная гимнастика или просто прогулки на свежем воздухе. По словам Ковальзона, сами по себе они не снизят количество аденозина, но зато помогут с пользой пережить критический период сонливости.
Ваш комментарий