По усам текло ...
Откровенно говоря, уже набила оскомину расхожая фраза о том, что русские, мол, самый пьющий народ в мире. Причем внедряют этот миф сами русские люди. Да еще с эдакой залихватской гордостью: и деды наши пили, а подковы гнули, и мы свою норму знаем!
Мед-пиво пил…
Между тем в Древней Руси знать не знали, что такое пьянство. Ни о какой исторической предрасположенности русской нации к алкоголю и речи быть не может. Да, выпивали, но исключительно по праздникам, и только мед, пиво и квас - напитки хотя и хмельные, веселящие, но слабоалкогольные и здоровью урона не наносящие. Вино восточные славяне не употребляли по той простой причине, что виноград не выращивали. Оно вообще появилось на Руси вместе с христианством. Православная церковь закупала красное вино в Византии для таинства причастия, во время которого, естественно, никто не напивался - вино лишь символически пригубливалось. Также церковное освященное вино считалось лечебным, им спасались от простуды, принимая буквально по чайной ложке. В начале XVI века наши предки отведали белые сорта вин. Ими угощали почетных гостей, разливая по крохотным рюмочкам и долго смакуя - экзотика, однако!
Грозные времена
«А как же водка? - спросите вы. - Это же исконно русский напиток!» Еще один миф. Водка вовсе не была изобретением русских умельцев. На Руси она появилась на сто лет позже, чем в Европе, во время правления сына Дмитрия Донского - Василия. Появиться появилась, но не прижилась! Народ по-прежнему предпочитал медовуху да пиво - напитки традиционные, проверенные веками. Но вот в 1460 году случилось событие, которое вроде и не имело отношения к российской истории,
однако изменившее ее ход: крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии. На Русь прекратился ввоз итальянских и испанских вин. Мед и особенно пиво осуждались церковью как языческие напитки, вот и пришлось перейти на водку.Однако это не означало, что народ в едином порыве выстроился в очередь за «огненной водой» - мировоззрение было не то, да и русские правители строго контролировали торговлю спиртными напитками. Во времена Ивана Грозного для пития простому люду выделялись исключительно праздники: Рождество, Дмитриевская суббота да Святая неделя. За употребление водки в иное время грозили плети, батоги и тюрьма. В 1565 году в Москве открыли первый «царев кабак» для увеселения опричников. Остальным вход был запрещен.
Не жаловал пьяниц и Петр I, даже название для них придумал официально-обидное – «питух». Питухи были трех категорий: из простого народа наказывались битьем палок, из чиновников - устным наставлением, а закоренелые «питухи», «гулящие» пьяницы, лечились трудотерапией, то бишь отправлялись в Сибирь на исправительные работы.Особенности национального пьянства
К началу XX века по количеству выпитых ведер водки Россия стояла на десятом месте после ведущих держав Европы и США. Первое место занимала, как это ни удивительно, Франция, которую мы привыкли считать образцом культурного пития вин и шампанского. В столице «туманного Альбиона» трактиры, торгующие водкой, стояли на каждом углу. Вывески сулили «простое опьянение - за пенс, мертвецкое - за два пенса и солома даром!».
Как тут устоять? О беспробудном пьянстве ирландцев по всей Европе и сегодня ходят легенды. Норвежцы и финны по количеству алкоголиков на душу населения обгоняют Россию в пять раз. В Швеции алкоголизм стал национальным бедствием, из-за чего власти были вынуждены ввести в 1919 году карточную систему, которая ограничивала потребление спиртных напитков отдельно взятой шведской семьей 4 литрами в месяц. «Департамент трезвости» в Швеции существует до сих пор.Так что пристрастие русского народа к алкоголю как черта национального характера, присущая только ему, - не более чем стереотип. Другое дело, что если не бороться с проблемой на государственном уровне, сопьется русский люд по одиночке…
Наталья Сэнт
Ваш комментарий