Пациент и врач – «моя твоя не понимай»
Несмотря на обилие популярных медицинских изданий и телепередач, порой, разговор пациента с врачом напоминает беседу двух иностранцев на третьем языке. Вроде и слова знакомые, а понимаются по-разному или не понимаются вообще. Специалисты ГНИЦ профилактической медицины провели исследование, в котором попытались узнать, насколько хорошо понимает больной то, что говорит ему врач на приеме.
Двум группам людей (практически здоровым и уже страдающим разными заболеваниями) предложили расшифровать 20 наиболее употребительных медицинских терминов. Среди них были такие понятия как «инфаркт», «стенокардия», «патология», «гиперхолестеринемия», «инсульт», «фактор риска», «диета» и т.д.
Оценки за правильные ответы выставлялись по 5-балльной шкале. Оказалось, что в группе самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний, даже те, кто уже имел проблемы с сердцем, смогли набрать не больше 1,8 балла. Несколько лучше обстоит дело в понимании общеупотребительных терминов (болезнь, здоровье, профилактика, стресс). Здесь уровень знаний пациентов почти дотянул до оценки «хорошо» - 3,8 балла.
Из всех кардиологических терминов самым известным и правильно понимаемым оказался «инфаркт», который определялся людьми как «омертвление сердечной мышцы» или «разрыв сосудов сердца». Неплохо воспринимается термин «патология», трактуемый, как «болезнь». Правда, почему-то очень часто с приставкой «наследственная», что неверно.
Так же оказалось, что практически все понимают, что такое «вредные привычки – факторы риска». А вот термин «рациональное питание» воспринимается нашим сознание очень узко: только как «полноценное питание с необходимым количеством жиров, белков и углеводов. При этом напрочь забыты кратность питания, его калорийность, химический состав пищи.
Дальше – хуже. Представления о «холестерине» у нас оказалось на уровне представлений о полтергейсте.
По мнению большинства опрошенных, холестерин – это что-то невидимое, страшно вредное и совершенно ненужное для нашего организма. Между тем, холестерин совершенно необходимое для многих внутренних химических процессов вещество, и лишь его переизбыток приводит к проблемам сосудами.Термин «гиперхолестеринемия» (повышенный уровень содержания холестерина в крови) вообще оказался пустым звуком. Наиболее частым ответом на вопрос, что это такое были: «абракадабра», «понятия не имею о чем речь». Понятие «атеросклероз» одни понимали, как «остекленение сосудов», а другие как «провалы в памяти». Самым близким к правде объяснением было таким: «когда сосуды ожиряются изнутри». Ухо режет, но по сути верно.
Не менее трудным для восприятия оказался термин «стенокардия». Никто из опрашиваемых даже не приблизился к его пониманию.
А ведь без понимания того, что происходит с вашим организмом, очень трудно убедить человека соблюдать меры профилактики болезни и режим ее лечения. Чаще всего стенокардию определяли как «нарушение в ритме работы сердца», что совершенно неверно.Нарушение ритмов – это аритмия или тахикардия, а стенокардия – это болезнь, основным признаком которой являются кратковременные приступы боли за грудиной, длящиеся 2-5 минут и проходящие после прекращения физической нагрузки или приема нитроглицерина. Старшее поколение пациентов правильно называли старое название болезни - «грудная жаба», а молодежь посчитала, что «жаба» - это заболевание легких.
Конечно, разбираться в липидном обмене, ферментах и прочих тонкостях работы нашего организма должен врач, а не пациент. Но мы с вами обязаны разбираться в том, какие сигналы может нам посылать наше тело, сообщая о поломке, а главное,
к какому врачу с этими поломками нужно идти прежде всего. Ведь читаем же мы инструкции к бытовой технике, чтобы правильно ей пользоваться, хотя далеко не все разбираются в том, как устроена микроволновка или видеодвойка.Заботиться о собственном здоровье, не зная, что именно с вами происходит и от какой именно болезни вы хотите избавиться – трудно. Потому и сами пациенты должны понимать о чем идет речь, не стесняться спросить или открыть книгу. Но и врачи должны понимать, что пациента необходимо заинтересовать его собственным здоровьем, а для этого доступно объяснить ему в чем заключается его проблема. И не нужно оглядываться на недалеких коллег, которые могут обвинить тебя в вульгаризме и примитивизме. В конце концов, главное – это излечение человека от болезни, а не потакание корпоративному мнению.
Подготовили Юлия Карева, Андрей Беляков
Ваш комментарий