Космической диете можно позавидовать
Мало кто знает, что всем нынче знакомый биойогурт с бифидобактериями был разработан в 1973 году в Институте медико-биологических проблем. Он предназначался для ускорения адаптации космонавтов после длительных космических полетов. А чем сегодня богат стол на орбитальном комплексе?
От разглядывания космического меню, у кого хочешь потекут слюнки, да и многие рестораны вряд ли могут позволить себе такое разнообразие. Судите сами: «мясо цыплят в белом соусе, куриный паштет, мясо куриное с черносливом, омлет с куриным мясом, цыпленок с рисом, курица фахита, курица с яйцом, суп-лапша куриный». Это только курица.
Любителям иных блюд предлагается съесть свиную отбивную на гриле, закусить креветками с мягким бородинским хлебом, а на десерт употребить горку фруктов с орехами. Не наелись? Ну тогда попробуйте еще и мусс… Гастрономическое изобилие на орбите – не просто стремление к максимальному комфорту. К составлению меню для космонавтов подходят серьезно, выявляют индивидуальные предпочтения каждого.
«Каждый член экипажа еще на Земле пробует продукты, выставляет им оценки по 9-балльной системе, — рассказывает Александр Агуреев, кандидат медицинских наук, заведующий отделом питания, гастроэнтерологии и санитарно-гигиенического контроля условий обитаемости Института медико-биологических проблем. - Все, что оценивается ниже шести баллов, в рацион не включается.
Правда удовлетворить гастрономические предпочтения на все сто пока еще не удавалось. Кроме того, в невесомости у человека происходит некоторое изменение вкусовых ощущений. Бывает, что продукт, который космонавт с удовольствием ел на Земле, в космосе начинает вызывать отторжение. А вообще на борту есть практически все. Вот только на доставку лука и чеснока нужно получать согласие всего экипажа – запах все-таки…»
На борту МКС половина продуктов - наши, половина - американские. У американцев много сладких блюд - йогурты, шоколадный пудинг, фруктовый десерт, булочки, конфеты. Вообще же основу еды у них составляют продукты массового потребления, обработанные соответствующим образом. У нас меню основательнее: мясо с картошкой, борщ, хлеб. Кстати, американцы зауважали наш борщ еще со времен совместного полета «Союза» и «Аполлона».
В космосе особенно хочется иногда чего-нибудь вкусненького, домашнего, земного, особенно когда работаешь на орбите по полгода. Алексей Леонов однажды порадовал экипаж станции «Мир», отправив к Новому году грузовым кораблем посылку с огурчиками со своего огорода - собственной засолки… Вкуснее закуску еще не придумали.
Вот только закусывать было нечего. В космосе - сухой закон. Говорят, что раньше на заре космонавтики полагались «фронтовые» 100 граммов, но потом кто-то пожаловался, что от паров алкоголя мутнеет оптика. Был реальный случай, когда В. Рюмин и В. Ляхов, ударными темпами разгрузив прибывший грузовой корабль, не нашли ожидаемую бутылку и крепко обиделись, да так, что не вышли на очередной сеанс связи. В конце концов, выслушав объяснения, обиженно заметили, что экспериментаторы, поди, спирт проливали рядом с оптикой, а у них и капли не пропало бы…
Врач-космонавт Валерий Поляков, проведший на орбите 438 суток, считает, что небольшие дозы высококачественного коньяка могли бы играть роль адаптогена, способствующего хорошему аппетиту, снятию стресса, хорошей релаксации. Но табу пока преодолеть не удалось.
Случались и казусы, связанные с русскими продуктами. Когда кандидат в космонавты Тимоти Мейс вдруг начал маяться животом, врачи сбились с ног, пытаясь установить ему диагноз. Наконец, причина нашлась: проблема была не в том, что Тимоти ел, а в том в каких количествах. Нежный английский организм оказался не готов употреблять высококалорийные русские блюда, а дисциплинированность не позволяла Тиму нарушить летно-подъемную норму.
Англичанка Хелен Шарман стала быстро набирать вес, а потому ходить в летную столовую скоро перестала. Японка Реко Кикути, тоже проходившая подготовку в отряде космонавтов, удивлялась, почему в нашем рационе так мало рыбы. Она скучала по свежим морепродуктам, и заботливые официантки, кормившие еще Юрия Гагарина и знавшие гастрономические пристрастия всех своих подопечных, приберегали для Реко то порцию судака, то палтуса. Летная столовая в Звездном городке — это для всех космонавтов святое. «Коммунизм коммунизмом, - любил повторять Владимир Ляхов, - а летная столовая пусть остается».
Что есть и сколько - дело привычки. Специалисты Института питания РАМН считают привычку питания одной из самых устойчивых. Если человека напрочь лишить любимой и привычной пищи - он может заболеть. Даже если питание будет сугубо «правильное» с точки зрения биологических потребностей – калорий, микроэлементов и т. д.
Наверное, каждый ловил себя на мысли, что иногда так хочется солененького огурчика или сала с чесноком. А то, кажется, так бы и съел целую коробку шоколадных конфет. Просто не отрываясь! Слепо подчиняться диетам здоровому человеку вряд ли стоит. Не только в космосе скучают по привычной с детства пище.
Видимо, правы были древние мудрецы: «Мы - это то, что мы едим».Единственное, что мне не понравилось в космической еде – это то, как она выглядит. Смотрю на разложенные передо мной Александром Никитовичем пакетики с малоаппетитными на вид смесями и не могу поверить, что их содержимое и есть вышеозначенное великолепное меню. В пакетиках - сублимат, обезвоженные продукты.
Но сублимированные продукты в ходу не только у космонавтов. Ими запасаются все, кто работает в экспедициях или проводит отпуск в походах. Банки с тушенкой и сгущенкой, ставшие символом походных завтраков, сейчас используются мало - громоздкие, тащить тяжело.
Опытные туристы предпочитают сухие супы, сублимированные каши, крупы, макароны. Подбирают калорийные продукты, содержащие много белка, углеводов. Например, чернослив с грецкими орехами, который, кстати, входит в носимый аварийный запас космонавтов, вполне может пригодиться и в походе. Смесь очищенных грецких орехов с черносливом, изюмом или курагой содержит много растительных жиров и быстроусвояемых углеводов. При этом весит мало и много места не займет.
Юлия Сашина
Ваш комментарий