Cтать принцессой за 8 часов, или уроки сказкотерапии
Нам только кажется, что в сказке все понарошку, на самом деле – это проекция жизни. Ведь, сочиняя историю, мы рассказываем о себе, о своем восприятии мира. Зная о таких свойствах фольклора, психологи придумали тренинг для работы с детьми – сказкотерапию.
Рассказывает Галина Лапухова, психолог школы здоровья № 628.
— На первом классном собрании я рассказываю родителям, что такое сказкотерапия. Занятия добровольные, но пока никто не отказывался.
Класс делят на две группы по 10 человек, каждую из которых ждет цикл занятий – девять волшебных путешествий. Раз в неделю вместо урока физкультуры малышей учат слушать, понимать и фантазировать.
Я читаю медитативные сказки, которые развивают образное мышление у детей и помогают им расслабиться. Первоклассники учатся представлять себе, как выглядят разные предметы и животные, какие звуки они издают, какими могут быть на ощупь.
С помощью специально подобранной музыки и интонаций достигается терапевтический эффект. Ребята потихоньку заходят, рассаживаются на большом ковре. Сначала мы прислушиваемся к музыке – у каждого возникает свой образ. Затем с помощью дыхательных упражнений набираемся «волшебной силы», которая помогает в путешествии.
Принцессы против тигриц
Затем начинаются занятия, на которых мы читаем обычные сказки в необычной форме. Больше всего дети любят «Маугли» Киплинга.
Мы встаем в круг, вытягиваем руки, закрываем глаза. Превращение начинается. Я прошу каждого представить персонажа, в которого он хочет перевоплотиться. «Раз» – вспоминаем, как он выглядит, говорит и кушает,
«два» – какая у него походка и характер. На счет «три» мы открываем глаза и оказываем-ся в сказочном мире.Больше всего ребята любят перевоплощаться в животных. Последняя «модная тенденция» у девочек – кошачьи: почти все тигрицы или пантеры. Мальчики отдают предпочтение силам тьмы, роботам и самураям. Каждое превращение фиксируется в протоколе психолога. К концу курса популяция принцесс и «сил добра», как правило, значительно увеличивается .
Преодолеть себя
В одной сказке есть ритуал: для того чтобы перевоплотиться, нужно проползти по длинному тоннелю из мягких матов. Есть ребята, которые боятся иотказываются это делать. Многие со временем всетакирешаются.
Мы не оставляем такие поступки без внимания: аплодируем и поздравляем смельчака. Ощущение, что ты смог преодолеть себя,
очень важно для ребенка, ведь опыт, приобретенный в сказке, используется им ивжизни.В другой истории ребята превращаются в пантеру. Они встают на краешек невысокого стола, пружинят и урчат, изображая животное. В конце перевоплощения школьники прыгают на руки психологу. Это упражнение помогает малышам справиться с неоправданными страхами иучит их доверять людям.
Сказка помогает ребятам не только расслабиться, но и найти выход из сложной ситуации. В конце занятия дети сами придумывают историю, рисуют ее и инсценируют – «оживляют». Каждый приносит из дома любимую игрушку и от ее лица рассказывает о том, какое у нее настроение, что она любит, что ей не нравится.
Часто дети говорят, что не любят, когда на них кричат. Мы вместе обсуждаем ситуацию, и каждый говорит о том, какую стратегию поведения он выбрал бы. Например, я спрашиваю: «Что ты делаешь, когда тебя обижают?» – «Я ухожу».
– «Подойду и ударю». – «А я заплачу».Мы не обсуждаем, какой поступок был бы правильным, а какой нет. Никто никого не осуждает. Ребята учатся принимать самостоятельные решения.
Для чего это нужно?
- Сказочный психотренинг помогает первоклашкам подружиться и адаптироваться в новой среде – школе.
- Он помогает ребенку разобраться в себе, определить свое отношение к жизни, получить ответ на любой вопрос.
- Здесь дети могут расслабиться, побороть страхи и справиться с другими психологическими проблемами.
- Разыгрывая сказочные ситуации, ребята рассматривают возможные способы поведения в сложных ситуациях. Делятся опытом друг с другом.
- Сказкотерапия помогает развить творческое мышление и учит детей общаться.
Ваш комментарий