Словарь малышей растет как снежный ком
Прежде, чем ребенок "вдруг" заговорит, ему нужно освоить с полсотни простых понятий.
Родителям часто кажется, что словарный запас их малыша чудесным образом резко увеличивается буквально за одну ночь - настолько быстро дети переходят от лепета к речи с широким использованием слов. Однако не стоит относить этот феномен к категории чудес: просто дети начинают болтать, когда освоят некоторое количество простых слов, достаточное для того, чтобы овладеть более сложными. И чтобы начать говорить, никакой "щелчок в мозгу" ребенку не нужен.
В исследовании, опубликованном в журнале Science, профессор психологии из Университета Айовы Боб Макмюррэй призывает родителей не удивляться тому факту, что, начиная свое путешествие в мир слов, дети выполняют большой объем работы, до поры до времени незаметной постороннему глазу. По мнению МакМюррэя, не имеет смысла прибегать к каким-либо уловкам для того, чтобы увеличить словарный запас малыша – родителям нужно просто больше разговаривать с ребенком и больше ему читать. «Дети впитывают все, - говорит Макмюррэй. - Вы можете, например, использовать слово «интуиция». Потребуется сотни, и даже тысячи примеров, чтобы объяснить ребенку, что это означает. Так почему не начать это объяснение пораньше?».
Возможно, еще до того, как малышу исполнится год, вы услышите слово «мама». Спустя месяц он впервые скажет «папа». Нам кажется, что ребенку потребовался почти год, чтобы выучить первое слово, а на второе ушел всего месяц. Однако это не совсем так. Ребенок постоянно «работает» над обоими словами. Ученые называют это явление «параллельным заучиванием».
К 14 месяцам в среднем - а возраст, когда дети начинают говорить, может быть самым различным - слова у малыша "рождаются" время от времени. Затем развитие речи ускоряется, а после того, как ребенок может произнести около 50 слов, происходит резкое увеличение словарного запаса. По словам Макмюррэя, обычно это происходит примерно в 18 месяцев.
В чем причина такого внезапного рывка? Существует множество теорий, объясняющих его тем, что прежде всего детский мозг должен освоить особые «механизмы» запоминания, например, начать осознавать, что у каждого предмета есть название. МакМюррэй не отрицает эти теории, однако считает, что они «упускают из вида важную деталь». Ученый, который работает над созданием компьютерной программы-симулятора,
которая позволит понять, с какой скоростью ребенок может запомнить 10 тысяч слов, обнаружил, что словесный «прорыв» гарантирован в случае, если дети постоянно работают над расшифровкой несколько слов одновременно (это самое параллельное заучивание), и пока они настроены на восприятие более сложных слов.Известно, что в основе процесса запоминания новых слов лежит процесс исключения. Когда мама просит ребенка: «Пожалуйста, передай тарелку», он смотрит на вилку, ложку и другие предметы в поисках требуемой «тарелки». К 2 годам большинство малышей уже ассоциируют новое слово с неизвестным предметом. Это соответствует модели Макмюррэя: когда ребенок знает уже много слов, процесс исключения проходит быстрее,
и, соответственно, быстрее увеличивается его словарь.Ученый сравнил простые слова, которые употребляют родители в разговоре со своими детьми, с более сложной обычной взрослой речью. Заучивание простых слов происходит намного быстрее, однако затем процесс пополнения словаря замедляется – и ускоряется снова только с появлением более сложных слов. Макмюррей доказывает, что ребенок не всегда испытывает сложности в процессе запоминания слов. «В этом исследовании говорится о том, что некоторые слова более сложны для заучивания, но именно это является залогом резкого увеличения словарного запаса, - заявила Associated Press Джанет Веркер, специалист по развитию речи из Университета в Британской Колумбии. - Это действительно очень глубокое понимание сути вопроса».
Ваш комментарий