Не уснуть и не проснуться
Кому из нас не случалось в ответ на сочувственные взгляды коллег отшучиваться: «Да это у меня синдром хронической усталости…» Впервые описанный в 1984 году, этот синдром долгое время вызывал скепсис и чуть ли не насмешки у практикующих врачей: дескать, чего только не придумают ради больничного листа! Однако это заболевание — совсем не повод для шуток
Не «просто усталость»
Группа Джудит А. Риччи (Judith A. Ricci), США, опросив 29000 работающих взрослых, обнаружила, что 38% жалуются на «усталость, низкий уровень энергии, плохой сон». Причем женщины жаловались на усталость чаще, чем мужчины, белые чаще, чем афроамериканцы, и работники моложе 50 лет чаще, чем их коллеги постарше. Потери в производительности труда, связанные с факторами здоровья, оказались равны 66% в группе «усталых» — по сравнению с 26% у тех, кто не жаловался на усталость (в денежном выражении: $136 млрд в год против $35 млрд). По результатам исследования ученые посоветовали компаниям ввести для своих сотрудников программы «работа-жизнь», позволяющие поддерживать баланс между обязанностями человека на работе и дома.
Впечатляющие данные. Но в этом исследование речь шла не о людях с диагнозом синдром хронической усталости (СХУ), а лишь о тех, кто испытывает усталость, которая, оказывается, может быть разной. Утомленность в конце дня, постоянная усталость и полное истощение — это три стадии усталости, которые следует различать. Выяснению различий между этими тремя состояниями было посвещено исследование Карин Олсон (Karin Olson, University of Alberta, США). Объектом её исследования стали люди, часто или постоянно испытывающие усталость: работающие посменно, бегуны на длиные дистанции, больные раком, а также люди с диагнозом депрессия или СХУ. Оказалось, что, не смотря на различное происхождение усталости, исследуемые описывают каждую из степеней усталости одинаково.
Утомленные люди все-таки ещё располгают некоторым запасом энергии, хотя и жалуются на забывчивость, раздражительность, тяжесть в мускулах, слабость — однако, отдохнув, они легко возвращаются в форму.
Усталость характеризуется трудностями с концентрацией, тревожностью, нарушениями сна и возрастающей нетерпимостью к яркому свету. Из-за усталости ранее общительные люди начинают избегать общества.
Люди, испытывающее истощение, сообщают о состоянии полного беспорядка в голове (подобном бредовому), эмоциональной нечувствительности, внезапной потери энергии; они с трудом спят и с трудом бодрствуют, и полностью вычеркивают себя из социальной жизни.
Разница между тремя степенями трудноразличима, но важна для правильной постановки диагноза и лечения. Главное различие в том, что отдых исправляет ситуацию лишь на первой степени усталости — при утомлении. Физические нагрузки благотворны для тех, кто чувствует себя утомленным в конце дня, однако они отнюдь не улучшат состояние тех, кто испытывает последние две степени усталости. То же можно сказать и об употреблении кофеиносодержащих и других стимулирующих средств: при постоянной усталости и истощении они только ухудшают ситуацию. Карин Олсен надеется, что «понимание разницы между тремя степенями усталости поможет людям осознать свое состояние и хотя бы не переходить на следующую, более опасную, степень»
Болезнь — не болезнь
Едва СХУ был впервые описан, за ним закрепилась слава болезни «белых воротничков», то есть работников интеллектуального труда. Однако исследования не подтверждают какого-либо этнического или профессионального преобладания среди пациентов с диагнозом СХУ. Известно, что синдром чаще поражает женщин (особенно в возрасте 25–49 лет), чем мужчин, и существенно более распространен в развитых странах. Можно предположить, что здесь вмешивается психологический фактор: женщины более внимательно следят за своим здоровьем, чем мужчины, поэтому скорее способны отметить признаки СХУ как показатель недомогания и обратиться к врачу (впрочем,
ученые также не исключают генетическую предрасположенность к заболеванию). То же можно сказать и о распространении СХУ в развитых странах: в малоразвитых странах люди обычно идут к врачу, только когда состояние больного уже не позволяет надеятся, что «все само пройдет». С некоторой точностью можно судить о частоте возникновения заболевания: по данным разных авторов, 10–37 случаев на 100 тыс. населения.Для диагностики заболевания существует перечень больших и малых критериев. Большими диагностическими критериями являются: непроходящая усталость и снижение работоспособности у здоровых в течение последних шести месяцев людей; исключение других причин или болезней, которые могут вызвать хроническую усталость. К малым симптоматическим критериям заболевания относятся: внезапное, как при гриппе, повышение температуры до 38С; боль и першение в горле; небольшое увеличение размера и болезненность лимфатических узлов; необъяснимая мышечная слабость; болезненность отдельных групп мышц; мигрирующие боли в суставах; периодические головные боли; быстрая физическая утомляемость с последующей продолжительной (более 24 часов) усталостью; расстройства сна (бессонница или сонливость); нервно-психические расстройства (светобоязнь, ослабление памяти, повышенная раздражительность, снижение концентрации внимания, депрессия); быстрое развитие (в течение часов или дней) всего симптомокомплекса.
Проводившееся в начале этого века в Великобритании и США телефонные опросы выявили некоторые закономерности возникновение СХУ у детей. Эта болезнь поражает от 0,19 до 2,0% детей, причем, в отличии от взрослых, не «предпочитает» женский пол. Поскольку девочки часто жалуются на физические симптомы (боль в горле, набухание лимфоузлов), а мальчики — на проблемы с концентрацией внимания, рассеяность и забывчивость, не удивительно, что к врачу чаще приводят девочек. Дети имеют больше шансов на полное выздоровление,
чем взрослые. Заболевание очень по разному проявляется у разных детей: одному трудно фокусировать внимание во время урока, другому — утром не встать с кровати. К сожалению, врачи нередко ставят детям ошибочные диагнозы (например, тонзилит), принимая во внимание только физические признаки, не умея распознать психологические.Загадка СХУ
С момента открытия СХУ ученые пытаются разгадать его природу. Важным этапом стало открытие группы английских генетиков под руководством Джонатана Р. Керра (Dr Jonathan R Kerr, Лондон). Они обнаружили нарушения в механизме синтеза белков на некоторых генах, исследуя переферийные моноциты крови двадцати пяти пациентов с СХУ. Для сравнения была взята кровь двадцати пяти здоровых доноров со схожим профилем: того же пола, возраста и местопроживания. Гены, переставшие справляться со своими «обязанностями», были повреждены органофосфатами и/или вирусами. Доктор Керр предпологает, что «нарушение функции было преувеличенным ответом гена на внешнюю угрозу». Теперь необходимо создать лекарство, которое сможет вернуть пострадавшие гены к нормальной работе.
СХУ является самостоятельным заболеванием, его не стоит приравнивать к депрессии, и тем более — лечить пациентов СХУ по тем же методикам, которые успешно применяются к пациентам с диагнозом депрессия. К такому выводу пришла группа Розанны Эрмитадж из Мичигана, США (Roseanna Armitage, University of Michigan). В процессе исследования 13 пар идентичных близнецов, в каждой паре которых один из близнецов имел диагноз СХУ. Исследование показало, что, при сокращении времени сна мозг пациентов с СХУ демонстрирует размытую активность медленных волн в течение не-REM периода сна по сравнению с мозгом здорового близнеца. «Симптомы СХУ схожи с депрессией, и мы хотели доказать, что это два различных заболевания, — сказала Розанны Эрмитадж. — Обнаруженное отличие относится только к мозгу пациентов с СХУ, и не встречается ни у здоровых людей, ни у больных депрессией»
Легче предотвратить
Синдром хронической усталости — малоизученное заболевание,
которое трудно диагностировать и ещё труднее лечить, и значит, к нему как нельзя лучше приложим популярный лозунг «лучше предотвратить, чем лечить». Рекомендации врачей одинаковы по всему миру: полноценный сон как минимум семь часов в сутки; здоровое питание, дающее достаточное количество энергии организму; физическая активность, предпочтительно на свежем воздухе — но не до полного изнеможения.Человек, испытывающий усталость, обычно с отвращением думает о каких-либо физических упражнениях, предпочитая «для бодрости» выпить чашку кофе. И зря: небольшая физическая нагрузка, как выяснили ученые из университета Джорджия, США, эффективнее для профилактики усталости, чем химические стимуляторы. Руководитель группы Пэтрик О’Коннор (Patrick O’Connor, co-director of the UGA exercise psychology laboratory) отметил: «Более 90% исследований показали один и тот же результат: люди, чья работа предполагает сидячий образ жизни, испытывали меньшую усталость по сравнению с участниками контрольной группы, как только начинали практиковать регулярные физические упражнения». Одно из исследований его группы показало, что упражнения повышали уровень энергии и снижали уровень усталости на 0,37 стандартных единицы, в то время как модафинил — препарат, часто прописываемый уставшим людям — только на 0,23.
Главным средством профилактики СХУ, таким образом, является внимание к себе, к потребностям своего организма. Конечно, соблюдать здоровый режим кажется скучным, но вряд ли это скучнее, чем длительное, постепенное лечение, которое тоже потребует самодисциплины. Случаи спотанного выздоровления известны, но редки и чреваты рецедивами. Проще не болеть.
Виктория Грегуольдо
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/366/
Ваш комментарий